И дело не в том, каким путем собирается пойти республика, и кто будет ее следующий президент.
Мир знает Туркменистан, в первую очередь, как страну-поставщика нефти и газа — тех самых энергоресурсов, из-за которых уже не раз возникали войны.
На сегодня Туркменистан становится объектом пристального внимания со стороны нескольких внешних игроков, готовых повлиять на внутриполитические процессы в центрально-азиатской республике.
Попытаемся условно разделить внешних игроков, желающих принять участие в судьбе Туркменистана, на три группы.
К первой группе можно отнести крупные мировые страны, являющиеся традиционными региональными игроками: США, Россия, страны Западной Европы и Китай.
Во вторую группу входят литоральные государства Каспийского бассейна: Казахстан, Азербайджан и Иран.
Третью группу составляют страны, через которые проходят транзитом энергоносители: Беларусь, Грузия, Украина, Венгрия и др.
У каждой группы стран есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать тем или иным образом, используя сложившуюся внутриполитическую ситуацию в Туркменистане.
Интересы первой группы в большей степени направлены на расширение контроля над стратегически важной страной, богатой энергоресурсами, так необходимыми в последнее время.
Здесь стоит учитывать, что у не многих перечисленных стран, входящих в состав данной группы, на сегодня есть рычаги влияния на политическое руководство Туркменистана.
Вместе с тем работа по данному направлению активизировалась сразу после смерти первого президента Туркменистана.
Объективно, что у стран, принадлежащих к первой группе, имеются в наличии разные по уровню и влиянию рычаги воздействия на руководство страны.
Кроме этого, геополитические игроки, вступившие в игру за контроль над Туркменистаном и его природными богатствами, могут применять как дипломатические, экономические рычаги, так и использовать «запрещенные приемы».
В данной борьбе все средства, ведущие к полному контролю ситуации в стране, являются разрешенными. Существует большая вероятность, что группы влияния России, США, стран Западной Европы и Китая будут работать по принципу «победителя не судят».
Интересы, которые преследует вторая группа, группа запасных игроков, формируются из расчета их геополитического положения и экономических планов в отношении Туркменистана.
Речь идет о лоббировании литоральными странами своих интересов, которые по причине своего соседства, а также географического расположения в Каспийском регионе заинтересованы в разрешении ситуации с учетом их национальных интересов.
В данном случае опускаются интересы литоральных стран в политической сфере ввиду того, что прикаспийские страны не представляют собой сильных региональных игроков, каковыми по определению являются страны, принадлежащие к первой группе. Понятно, что потенциал прикаспийских стран не позволяет им вести свою активную геополитическую игру в регионе.
Но нельзя не учитывать и их потенциал, позволяющий принять сторону крупных геополитических игроков и, таким образом, при желании, перевесить чашу весов.
Третья группа стран в данной геополитической игре, по большому счету занимает позицию зрителя, так как происходящие вокруг Туркменистана процессы лишь косвенным образом влияют на ее экономические интересы. Принимая во внимание статус стран третьей группы, то есть статус транзитных стран, можно прогнозировать их отдаленность от развития событий вокруг туркменских энергоносителей.
Интересы данной группы понятны, как очевидно и то, что если ситуация вокруг энергоносителей Туркменистана разрешится мирным образом, то потоки голубого и др. топлива пойдут по их трубопроводам.
***
В результате, на сегодня в большой геополитической региональной игре задействованы государства, способные предпринимать активные действия по следующим направлениям:
— внешняя политика;
— внутренняя политика;
— финансовая сфера;
— социально-экономическая сфера;
— военно-политическая сфера.
То, что все вышеперечисленные сферы будут задействованы не вызывает сомнения, как не вызывает сомнения и то, что многие крупные геополитические игроки постараются не только привлечь на свою сторону как можно больше других, пассивных наблюдателей или «запасных» игроков, но и предпринять попытки воздействовать на ситуацию вокруг Туркменистана посредством международных организаций и межгосударственных объединений и блоков.
Рисунок с сайта http://www.bbc.co.uk