Перемен, мы ждем перемен?.. - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Перемен, мы ждем перемен?..

Перемен, мы ждем перемен?..

Часть вторая

  • 16 Января 2007
  • 1071
Фото - Caravan.kz

Представленный ранее сценарий развития ситуации в Казахстане не является единственным, а значит, не может в полной мере претендовать на истину в последней инстанции.
По причине нового расклада сил на политическом Олимпе, следует обратить внимание на возможные варианты гарантированного обеспечения существующей власти механизмами, способными оградить ведущих игроков от гипотетических политических катаклизмов.
Второй вариант — парламентская республика
Очевидно, что причины, рассмотренные в первом варианте (см. Часть первая), являются катализатором перемен и в рамках рассматриваемого второго варианта.
В результате актуализируется необходимость внесения изменений в конституцию страны. При этом они могут носить следующий характер:
— увеличение количества депутатов в парламенте, избираемых по партийному списку;
— формирование правительства по партийному большинству;
— фактически передача властных полномочий правительству страны;
— постепенный переход к полностью парламентской республике, с наделением президенту представительских полномочий.
Результат
Де-факто и де-юре страна становится парламентской республикой, в которой присутствуют почти все присущие последней атрибуты. Как следствие этого международное сообщество может предпринять ряд мер в отношении расширения контактов с республикой.
Президент получает продление срока своего пребывания на руководящем посту. Вполне вероятно, что в данном случае пост президента со временем потеряет свою привлекательность, ввиду ограниченности влияния.
Вместе с тем будет разработан и закреплен механизм сохранения статуса первого президента страны (включая и существующий закон о первом президенте страны), поддерживающий и некоторые другие немаловажные моменты.
Правительство, формируемое на основе парламентского большинства, в краткосрочной перспективе будет фактически подконтрольно руководству.
Происходит дальнейшее закрепление позиций двух ведущих партий «Нур Отан» и «Атамекен».
Позиции конструктивно-оппозиционных партий постепенно ослабевают в виду их разрозненности в действиях и больших амбиций лидеров. Количественное «разбавление» их присутствия в парламенте страны минимизирует влияние этих партий на проводимые реформы в масштабе республики.
Казахстан становится парламентской республикой. В то же время многие процессы, происходящие в РК, в среднесрочной перспективе и далее будут контролируемы со стороны президента или ближайшего его окружения.
Третий вариант — президентско-парламентская республика
Вносимые в Конституцию изменения будут направлены на:
— квазирасширение некоторых (незначительных) полномочий правительства за счет полномочий президента страны;
— сосредоточение силового блока в компетенции президента страны;
— переизбрание президента с последующим продлением срока его пребывания у власти;
— увеличение количества депутатов в парламенте, избираемых по партийному списку;
— формирование правительства по партийному большинству;
— изменение статуса страны в сторону президентско-параламентской республики.
Произошедшие изменения формально будут представлять собой политические преобразования, которые де-факто не будут в полной мере влиять на действующий механизм сдержек и противовесов.
Результат
Страна, после произошедших метаморфоз на политическом Олимпе, становясь де-юре президентско-парламентской республикой, показывает международному сообществу, что реформы идут и направлены они на построение демократического государства с функционированием всех известных демократических институтов.
После внесения изменений в Конституцию республики, проводятся выборы в парламент страны.
В республике проходят перевыборы президента, в результате чего продлевается срок президентских полномочий главы государства.
Правительство, формируемое на основе партийного большинства в парламенте, находится под двойным контролем, как со стороны президента, так и со стороны сформировавшей его партии.
Появляющийся временной отрезок позволяет президенту начать процесс подготовки передачи власти своему преемнику.
Фактически при активной помощи административного ресурса в стране закрепляют свои позиции две новые партии.
Одновременно оппозиционно настроенные общественно-политические объединения при их дальнейшем разобщенном существовании вынуждены будут начать переговоры с провластными партиями о создании коалиции. В данном случае подобное объединение позволит одним расширить свой электорат, другим — предоставляется очередная возможность сохранить свою организацию от тотального распада.
***
Принимая во внимание рассматриваемые модели развития ситуации в краткосрочный период, можно предположить, что наиболее вероятными являются первый и третий.
Вместе с тем и второй вариант имеет шансы на существование. Однако, учитывая сложившуюся внутриполитическую ситуацию в республике, которая во многом отображает борьбу различных групп влияния за властные полномочия можно предположить, что наиболее реальным станет третий вариант, где проводимые реформы будут способствовать созданию благоприятной ситуации для подготовки преемника действующего президента.
Учитывая факт динамично меняющейся ситуации как внутри страны, так и в сопредельных с ней странах, нельзя полностью отвергать и первый вариант развития ситуации.
Насколько реальными они окажутся — рассудит время и те реформы, которые пройдут в наступившем году в отдельно взятой республике Центральной Азии.