Длинная история — удачный результат
Об истории организационного становления этого Совещания знают почти все. Отмечу лишь, что руководство Казахстана все это десятилетие усилий по созыву саммита СВМДА получало большую порцию критики от политических нигилистов. Особо усердствовали доморощенные политики, политологи и прочие граждане республики, которые в свое время были обижены Судьбой. Послушать их, так Казахстану нельзя было не то, чтобы с инициативой подобного Совещания выступать, — дышать рядом с такими азиатскими тяжеловесами мировой политики, как Россия, Китай, Индия строго воспрещалось. Но наши дипломаты «продышались». И результат, хоть и заставил себя ждать, но все же получился положительным.
При этом надо учитывать, что, как и в мире в целом, так и в Азиатском регионе в последние годы делалось немало попыток прийти к международному консенсусу по различным вопросам. И получилось далеко не все. Совещание же по взаимодействию и мерам доверия в Азии оказалось в ряду тех мероприятий, которые, в конце концов, удались. Хотя, уверен, что завтра и послезавтра оппозиционные политики внутри нашей страны, и зарубежная пресса, имеющая тесные связи с крупными производителями вооружений, выльет не один ушат грязи на Алматинский саммит. Ну, что делать, — работа у них такая…
Ложка в бочке
Нурсултан Назарбаев назвал первый саммит СВМДА — крупнейшим внешнеполитическим событием за историю независимости Казахстана. Что ж, у Алматы появилось неплохое качество — попадать в мировую историю. Более 10 лет назад именно в этом городе официально перестал существовать Советский Союз и появилось никому тогда неведомое сообщество — СНГ. В эти дни Алматы еще раз сумел подтвердить статус мегаполиса, в котором политики из разных стран любят окончательно договариваться по принципиальным проблемам.
Тем интереснее было смотреть за тем, как ответственные за организацию саммита казахстанские чиновники делают то, что, в общем-то, они делать умеют, — но, что в этот раз им делать было категорически не нужно. Я говорю об организации работы журналистов. Которых в этот раз приехало: видимо-невидимо, со всех уголков планеты. Сегодня можно констатировать, что профессиональный интерес моих коллег был удовлетворен в лучшем случае наполовину. И все из-за того, что журналистов изначально поставили в не очень удобное положение (загнали в пресс-центр, не разрешали снимать, официальную информацию строго регламентировали). Но, даже находясь в этом положении, они сумели во многом разобраться. И отметить серьезный политический прорыв, который произошел в Алматы.
Хотя нельзя не отметить, что на своей пресс-конференции, президент нашей республики был более чем раскован, и даже несколько раз наглядно показал некоторым представителям СМИ: чем отличается настоящий политик от эпатажного журналиста.
Мы тут повоевать маленько хотели…
Но вернемся к первому саммиту СВМДА. Присутствие на нем, как минимум двух пар, почти, что воюющих сторон, наглядно показало, что время, так называемых, исключительно «междусобойчиковых» конфликтов проходит. Если ранее, во время противостояния капитализма и коммунизма, страны, враждующие между собой, подпитывали свою ненависть за счет прямых поставок из США или СССР, то ныне за подобными конфликтами стоят интересы целых международных сообществ, имеющих далеко идущие экономические и политические планы.
Израиль и Палестина, Индия и Пакистан послали на саммит в Алматы далеко не первых своих руководителей. Договорились они здесь не о многом. Но были вынуждены заверить и присутствующих на саммите и всю мировую общественность, что выход из их конфликтов только один — политические переговоры. И даже выразили готовность начать эти переговоры. И здесь можно больше говорить: о начавшем действовать механизме Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, чем об искренней воле конфликтующих сторон. Хотя до полного их примирения еще, ох, как далеко…
Будь готов! Всегда готов!
Итак, 16 государств Азиатского региона, где проживает около половины всего населения нашей планеты, поставили подписи под двумя документами: Алматинским актом и Декларацией СВМДА. Документами, которые сразу же получили не только международный статус, а и очень важный для всей мировой политики статус. Совещание, изначально получившее одобрение и от ООН, и от Европейского Союза, и даже от НАТО, завершилось успешно. А у 10 стран-наблюдателей на этом саммите появилась серьезная проблема: как им подключиться к механизмам безопасности СВМДА?
В любом случае, Алматинский саммит стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии уже вошел в историю. Однако безудержно радоваться и почивать на лаврах по поводу этого факта, — было бы достаточно глупо. Потому что, работа по созданию на Азиатском континенте механизма многостороннего политического диалога только началась. И Казахстану, кстати, отнюдь не нужно терять инициативы в этом процессе.
Культура у нас есть. Об этом знают теперь и в России
А в это время, уже, как полмесяца идут дни культуры Казахстана в России. И ещё столько же идти будут. Сначала Москва дивилась искусством, привезенным из Астаны. Потом Санкт-Петербург млел от казахстанских работников культуры. Теперь пришла очередь других российских регионов, — туда подтягиваются мастера искусства из различных областей республики. Культура победила политику.
Люди проще политиков
А может и не победила. Потому что проведение казахстанских культурных дней в Российской Федерации принималось, все-таки, политиками обеих стран. Но, видимо, это тот счастливый случай, когда желание властителей умов народных и простых граждан полностью совпали. Ведь дни культуры, это не только, и не столько демонстрация достижений в области искусства. Это, прежде всего, человеческое общение. Сомневаюсь, что в двух российских столицах мы достигли больших успехов в области межличностных коммуникаций. И Москва, и Питер, все-таки, слишком амбициозные мегаполисы, чтобы замечать еще кого-то помимо себя. А вот в Астрахани, Оренбурге, Челябинске, Кургане и Омске искренность встреч будет намного интенсивней, чем в центре. Там и люди проще, и проблемы более земные, что ли. Во всяком случае, гражданам наших обеих стран будет о чем поговорить.
И это, кстати, в лучшую сторону отличает простых жителей Казахстана от доморощенных политиков. Те, если попадают за чужой счет в Москву, — сразу бегут на местное телевидение, и делятся там своими умозаключениями по поводу обстановки в нашей республике. А так как, драматизма в этих заключениях столько же, сколько во всех четырех сериях голливудского ужастика «Чужой» то ощущение, что ты куда-то влип, — не покидает ни журналистов, берущих у наших оппозиционеров «интервью», ни телезрителей, не вовремя включивших свои телевизоры.
В этой связи есть предложение: в следующий раз, когда наши оппозиционеры рванут в первопрестольную, вместо посещения местных низко рейтинговых телеканалов и безлюдных пресс-конференций, пусть лучше они сходят к своим друзьям «по оппозиционному оружию», — от госпожи Новодворской до товарища Зюганова. То-то будет взаимопонимания, разговоров и тостов. И, главное, ничего друг другу не придется объяснять про тоталитарные режимы на их родинах. Они поймут коллег с полувзгляда, с полувздоха…
А партий то, оказывается: раз, два и…
В прошлый раз довелось много написать о чудодейственной силе желания поменять что-нибудь в Конституции РК. Она бродит ныне по стране с удвоенной силой. И на днях, это почти броуновское, движение привело к тому самому столу, о котором я писал неделю назад. «Круглому» столу.
Намеченный ранее и отмененный из-за того, что лидер Движения «За правовой Казахстан» (а именно эта организация выступила закоперщиком новой концепции государственно-правовой политики РК) Максут Нарикбаев был срочно вызван из Алматы в Астану, «круглый» стол на днях все же состоялся. Представителей партий на нем было, хоть отбавляй. Или, хоть разбавляй? И уже, хоть этот факт ясно показал, что и с Конституцией, и с Законами о выборах и политических партиях, что-то делать надо. Причем, очень срочно.
Строя юное государство и принимая действующий ныне Основной Закон страны, власти где-то глубоко в душе надеялись, что вопрос об организации политической жизни в республике отпадет сам собой. Мол, все само как-нибудь самоорганизуется. А, если что, — так подправим товарищей-партийцев.
Не получилось. На сегодняшний день боеспособной, идеологически и материально «упакованной выглядит только Гражданская партия.
Сейчас спешно реанимируется «Отан». И всё. Другие партии в стране не представляют никакого товарного интереса. При этом, на левом фланге казахстанской политической жизни, точно соответствуя законам длительности жизни, вымирает коммунистическая партия. А на правом — так вообще, пустота. Запрыгнуть на право-политическую платформу мечтают «акжоловцы», — но у них есть большой недостаток: они не политики.
Это означает, что на политическом поле республики создалась парадоксальная ситуация: есть две достаточно мощных центристских партий, и шаром покати вокруг них. Нет, даже мало-мальски организованной экологической партии! А уж, экологические проблемы для Казахстана всегда были важней политических…
В этой ситуации можно только посоветовать группировкам министров и олигархов, побыстрее закончить перебирать «грязное белье» друг друга, и увлеченно построить еще парочку дееспособных партий с вменяемыми лидерами. Те будут ругаться между собой и лезть в парламент, — а вы будете, и дальше спокойно работать
Проекты и усталый генерал
Но вернемся к долгожданному круглому столу, посвященному раскрутке нового этапа правовых отношений в республике. А что речь именно об этом, ясно из самого названия обсужденного на данном «столе» документа — Концепция государственной правовой политики РК. Вы где — нибудь видели, чтобы новые концепции писались для того, чтобы всё осталось по старому?
Авторы её из Движения » За правовой Казахстан» не скрывали, что политические события последнего полугодия весьма сильно повлияли на желание разработать проект такой концепции. Мол, «в нашем обществе время от времени появляются социальные противоречия» (между олигархами что ли? — Авт.). А основным инструментом разрешения подобных конфликтов является право, только право, и ничего, кроме права.
Тут, правда, возникает «левый» вопрос: что же это у нас за право такое существует, если оно социальные противоречия разрешить не может? Приходится теперь вот, концепции новые разрабатывать.
Против самой концепции многочисленные представители многочисленных партий говорить ничего плохого не стали. Просто каждый из них поделился еще и своим «наболевшим». А «наболело», как всегда, много. Конструктивных же мыслей, дополняющих или исправляющих положения документа, оказалось совсем немного. Да и то, до сих пор неизвестно: будут ли они учтены.
И ещё об одном. Как всегда был громогласен главный патриот страны генерал Гани Касымов. Но его упорное желание звучно говорить и при этом стараться не думать, начинает надоедать не только его политическим оппонентам (он им давно надоел), но даже и журналистам. Раньше же они бегали за генералом целыми стайками, — а как же, ради красного словца не пожалеет никого. Сегодня у г-на Касымова явно «творческий» кризис. То ли его личные PR-щики, наконец-то уехали, то ли до конца исчерпан лимит «красных словец». Но факт остается фактом: стратегия «в каждой бочке затычка» для генерала-патриота ныне уже не срабатывает. А может быть он просто, по-человечески устал играть свою боевую роль?
Ну, а вышеупомянутую концепцию журналистам раздавать не стали. Но сказали, что государственные чиновники тоже разработали проект документа с почти аналогичным названием. Ждем-с…
Самоубийство продолжается
Когда в прошлом году некоторые СМИ «наехали» на журналиста Сергея Козлова, когда тот попал в больницу, — мол, «мнимый больной», мне казалось, что уже ниже казахстанская журналистика не опустится. Есть же, все-таки, в нашем обществе какие-то нормы приличия, а у журналистов — остатки совести.
Но я оказался чертовски наивен! Потому что в этом году, опять же таки, «несколько» СМИ стали муссировать и «трамбовать» тему гражданства двух руководителей известных медийных предприятий. «На орехи» досталось Ирине Петрушовой, — за то, что она гражданка РФ, и Сергею Клещенкову, за то, что он не гражданин РК. Поиск «скелетов в шкафах» собственных коллег определенными СМИ достиг такого накала, что всем читателям и телезрителям показалось, что их заставляют лично высосать гнойный чирей.
Я понимаю, что на свете всегда будут жить — припевать исполнительные дураки, так называемые, «фанаты своего дела». Но вокруг них же нормальные журналисты работают, неужели им лень морду таким активистам по уничтожению себе подобных набить?
Один разок. Но сильно.
Особенно страшно все это наблюдать еще и потому, что рядом с этими информационными килерами работают молодые корреспонденты. И некоторые из них — уже даже участвуют в этой самоубийственной войне.
Говорят, что после того, как в прошлом году на газетных страницах я отчитал молоденькую корреспондентку одного телеканала за то, что она публично «засомневалась» в болезни своего коллеги Сережи Козлова, — юное создание всплакнуло. Помню, когда мне об этом факте рассказали, невольно вырвалось: — вот и хорошо. Может теперь она прежде все же подумает, если ей вновь предложат «мочить» коллегу.
Как бы не так…