К нам едет Интерпол! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
К нам едет Интерпол!

К нам едет Интерпол!

Международная полиция намерена приструнить казахстанских браконьеров, промышляющих осетровой икрой на Каспии.

  • 25 Марта 2002
  • 2010
Фото - Caravan.kz

«Зеленые» всей планеты все громче кричат о необходимости запретить вылов осетровых на Каспии и даже занести ценных рыб в Красную книгу. Тем не менее, есть и другая точка зрения. По мнению специалистов рыбного хозяйства, охрана каспийского осетра должна проводиться через усиление борьбы с браконьерами, а не запреты на коммерческий вылов.
По данным Службы охраны рыбных ресурсов и животного мира США, более половины торговли черной икрой ведется нелегально. По информации россиян и того больше — до 90 процентов черной икры поставляет теневой рынок. По оценкам ООН, оборот торговли чёрной икрой оценивается в 100 миллионов долларов в год. Доходы же нелегальных торговцев достигают 300 миллионов долларов. Потому-то ООН настаивает на том, чтобы прикаспийские страны приняли жёсткие меры для регулирования своих внутренних рынков.
Вооруженные банды браконьеров, оснащенные радиостанциями и мощными катерами, практически прибрали к рукам промысел. По берегам Каспия располагаются сотни подпольных консервных заводов для расфасовки икры.
Из-за контрабанды прикаспийские государства, в том числе и Казахстан, лишаются важного источника валютных поступлений. Поэтому последние годы под давлением «зеленых» развернулась кампания по сохранению рыб, находящихся на грани исчезновения. Сейчас основные усилия направлены на решение вопроса о сохранении и воспроизводстве осетровых. В России создано 13 рыбопитомников, в Казахстане — пока два рыбоводных завода, каждый из которых рассчитан на 3 миллиона мальков. Но в прошлом году удалось выпустить 7,9 миллиона молоди. Как подсчитали ученые, из них выживают лишь 10 процентов.
Вице-министр природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Мажит Турмагамбетов утверждает, что говорить о катастрофе преждевременно:
— Еще в прошлом году в Париже на 45-м совещании комитета конвенции СИТЕS пытались ввести 80-процентное сокращение квот для всех прикаспийских государств на отлов осетровых. После длительных переговоров было принято решение о том, что государства пойдут на временный мораторий во второй половине года, займутся оценкой рыбных запасов в Каспийском море, воспроизводством молоди. И наконец, примут самые жесткие меры по борьбе с браконьерством. Тем не менее, в конце года на совещании в Астрахани было принято добровольное решение нашими странами о 20-процентном сокращении экспортных заявок уже на этот год.
Окончательное решение руководство СИТЕS должно принять только после того, как все прикаспийские государства посетит Интерпол. Его сотрудники оценят правоохранительные органы по части охраны осетровых, слаженности работы таможни, полиции. Пока делегация Интерпола побывала в России, в ближайшее время планирует посетить Азербайджан, лишь после нам сообщат дату прибытия в Казахстан.
На январском закрытом совещании в Баку секретариат сообщил о том, что на него сильно давят, чтобы объявить мораторий на вылов осетровых. Связано это с тем, что был опубликован доклад Всекаспийской морской экспедиции по оценке рыбных запасов. Но это сырой доклад. У нас частенько так поступают зеленые, которые выхватывают непроверенные цифры и создают негативное общественное мнение.
— А это не соответствует действительности?
— Нет. Есть уважаемая организация КаспНИИРХ, которая находится в Астрахани, есть такой же казахстанский институт, который вот уже на протяжении 40 лет проводит исследования. Сегодняшние результаты не подтверждают, что нагульное стадо белуги подвержено сокращению. Наоборот, в северной части Каспийского моря, где ведут промысел Россия и Казахстан, наблюдается увеличение на 2-3 процента осетровых. Так вот, по данным ученых, только белуги в Каспии водится до 9,5 миллионов голов. А отлавливается всеми государствами порядка 230 тонн в год. Хотя промысловый запас белуги составляет 2 тысячи тонн. Ведь белуга становится половозрелой, то есть когда метает икру, в 15 лет. Остальное — молодь, которую отлавливать нельзя.
— Какова вероятность, что СИТЕS все-таки наложит вето на промысел осетровых на Каспии? Как это отразится на Казахстане?
— Такую ситуацию не стоит сбрасывать со счетов. Однако, переработкой икры занимается частная казахстанская компания «Атыраубалык». А отловом рыбы промышляют очень много рыболовецких артелей. Это их единственное средство к существованию. Если мораторий СИТЕS вступит в силу, люди могут остаться без работы.
— Но монополист же и деньги перечисляет в госбюджет?
— Разумеется. За право обладания квотой на продажу осетровых за рубеж «Атыраубалык» исправно платит в бюджет. Есть специальные службы, которые отслеживают, сколько и когда было сдано. Икра на экспорт, вплоть до килограмма, идет только с разрешения СИТЕS. В прошлом году было продано всего 27 тонн икры.
Просто факт.
Белужью икру «Атыраубалык» продавал в 2001 году на экспорт по 500 долларов за кг, осетровую — по 290-300, севрюжью — по 220-240 долларов.
И все же. По данным Министерства природных ресурсов, только во время прошлогодней весенней акции «Осетр» (водная, дорожная полиция, пограничники) у браконьеров было отобрано 60 тонн рыбы, почти 850 кг икры. И это цифры вряд ли отражают реальное положение дел. Похоже, национальные правоохранительные органы не справляются с ситуацией. Потому-то по инициативе международной конвенции по сохранению редких видов животного мира СИТЕS, в ближайшее время на Каспии будет создано международное агентство по охране биоресурсов. В него войдут прикаспийские государства, а также, возможно, Интерпол.