Основные баталии как раз разгорелись на земельном фронте.
Немалое количество богатых сограждан приходят к выводу, что спокойнее и комфортнее жить в отдельном комфортабельном коттедже. Одна проблема — куда ж его этот треклятый коттедж с восемью спальнями и девятью джакузями поставить? Ляжка обожженная толстым слоем непатриотически зеленых дензнаков не дает покоя: «Хочу в парке жить, или на берегу реки, чтобы место было посолиднее, да позеленее!». Чего ж делать, думает небедный соотечественник, надо решать вопрос как-то, почешет затылок, да и поедет к чиновникам-землераспорядителям: «Помоги а? Сочтемся, я человек небедный!» А поскольку количество небедных сограждан с одинаковой жилищной проблемой катастрофически растет, разовые акции по распределению лакомых кусочков родного города перестали быть актуальными — опять же антивзяточные компании набирают обороты — «финикам» тоже нужны премии, награды, да звезды на погоды.
И чиновник, поговорив с другим чиновником, с третьим, да еще двумя придумывает выход: а чего бы нам не организовать коттеджную застройку. Планы далекие, но и деньги немалые! Это ж сколько средств надо перевести из одного ведомства в другое. Ничего, что при этих переводах где-то недоосвоится, где-то потеряется небольшая часть: тендер провести, лес вырубить, вырубленный лес продать, ущерб по потерям лесохозяйственного производства возместить, деньги на постройку коттеджного поселка выделить, коммуникации провести, в общем, тяжкое дело, но прибыльное. А там глядишь, и в бюджет чего-нибудь осядет. Страшновато конечно, антикоррупционщики даже градоначальника (Аким Петропавловска В. Никадров проходит по делу о незаконном присвоении государственного имущества) не пожалели, — ну да ничего, дело коллективное — всех сразу не посадят…
Впрочем, все это домыслы, конечно. Наши чиновники — самые честные, естественно. Да и не нам журналистам незаконные дела расследовать. Что до фактов, то главная угроза зеленому поясу Петропавловска вовсе не пожары и непогода, а элитные коттеджные застройки. В последнее время их появилось множество: участок на берегу озера Пестрое, где стоимость сотки земли до недавнего времени равнялась 1000-1500 долларов, стал местом застройки «Райской долины» — коттеджей для небедных сограждан. Такая же застройка производится по улице Набережной: вырублено около двух гектаров лесопосадок на берегу реки Ишим, около 12 гектаров леса в счет застройки потерял Мещанский лес, теперь здесь по меткому выражению одного из местных журналистов «коммунальные пеньки», на которых возводятся загородные виллы. К слову, еще около 20 гектаров Мещанского леса выгорели в апреле «от неосторожного обращения с огнем» — как раз близ застраиваемой территории.
При производстве застроек, санкционированных администрацией, конечно, меньше всего учитывается мнение местных жителей, а оно однозначно негативное:
Михаил Сычев, предприниматель, 38 лет:
«Я еще с детства помню везде около леса стояли таблички «Берегите лес — наше богатство» и все в таком роде, а теперь они о таком богатстве не думают — думают только о собственных деньгах, чтобы было на что в отпуск в Куршевель или куда там еще, съездить, отдохнуть!»
Евгения Чекунова, учитель русского языка, 45 лет:
«Вырубка лесов в Казахстане — само по себе преступление, у нас государство степное — безлесное, нам бы каждым деревцем дорожить, да побольше новых насаждений делать. А тут из-за каких-то дач вырубают чуть ли не вековые леса, которые с таких трудом взращивались…»
Меньше месяца назад началась вырубка 60-летних саженых сосен на территории поселка Борки (и от Борков скоро останется лишь пара елок). Специалисты предприятия «Спецкоммунстрой» будто бы расчищают территорию под строительство насосной станции — вырублено почти 2 гектара леса в удивительно живописном месте, расположенном близ всех необходимых коммуникаций, всего в 30 метрах от дороги. Странно, что место под «насосную станцию» выделено прямо в лесу — всего в 100 метрах южнее есть пустырь, который был бы куда более логичным местом для спецпостройки — и лес не надо вырубать, и лишние затраты не нести. Еще более удивительно, что территория вокруг будущей насосной станции мало помалу стала обрастать постройками жилого типа.
Начальник отдела управления лесного и охотничьего хозяйства Северо-Казахстанской области Роза Тлеова на вопрос о происходящем ответила, что территория, которая всего лишь год назад относилась непосредственно к ее ведомству (государственному лесному фонду), в данный момент времени является землей городского фонда, а значит вполне законно подлежит в случае необходимости вырубке и последующему строительству. На что есть соответствующее постановление правительства РК от 15 декабря 2006 года, где черным по белому написано, что участки леса общей площадью 270 гектар переводятся из лесного фонда в земли населенных пунктов. Естественно, что взамен вырубленных территорий будет произведена компенсация новыми посадками, кроме того должна быть произведена денежная компенсация по потерям лесохозяйственного производства, однако когда это произойдет — неизвестно. На данный момент, по словам все того же начальника отдела, никаких компенсаций не было. Что до массовых посадок на территории Петропавловска, компенсирующих вырубленный зеленый пояс, их, конечно же, не происходит — нет свободных мест.
Что такое лес для природы и для человека — каждый из нас помнит из детства, однако, если вырубка лесов в пользу пригородных вилл пойдет таким образом и дальше — Петропавловск значительно облысеет.
Фото сайта mypiter.kz