Войти в долю и не остаться с носом - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+11 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Войти в долю и не остаться с носом

Войти в долю и не остаться с носом

Первые скандалы с невыполнением условий по долевому финансированию объектов недвижимости, - один в один повторилась ситуация на российском рынке недвижимости, - побудила казахстанские власти приступить к разработке законопроекта о долевом участии граждан в жилищном строительстве.

  • 25 Апреля 2006
  • 1156
Фото - Caravan.kz

Правительство обязалось уже осенью этого года (к 1 октября) внести документ в парламент.
Когда в России прогремели несколько скандалов по обездолеванию дольщиков, в Казахстане все только пожимали плечами: такое могло случиться только там. Хотя долевое участие наш северный сосед всегда активно практиковал, нашлось немало охотников воспользоваться законодательными пробелами, чтобы нагреть руки.
В итоге в ситуацию было вынуждено вмешаться правительство Москвы, чтобы на самом пострадавшем от замыслов махинаторов рынке успокоить наиболее уязвимую категорию участников — дольщиков.
Но тем временем большинство потенциальных покупателей недвижимости и догадываться не могли, что казахстанские застройщики не лучше. Зато потребители, имевшие, так сказать, «счастье» вложить свой капитал в долевое строительство, вкусили плоды настоящего обмана.
Когда особо неравнодушные из них, имеющие обыкновение интересоваться эффективностью своих инвестиций, обнаружили несоответствие обещаний застройщиков и выполненных ими строительных работ (прежде всего по срокам), они первым делом обратились в компании-застройщики.
И что же? Посыпались разного рода обещания: дескать, не волнуйтесь господа-товарищи, все будет как надо. Но, подогреваемые новостями с российского рынка недвижимости, «господа-товарищи» теперь предпочли не верить обещаниям, и обратились куда надо, а именно — в агентство по борьбе с экономической коррупционной преступностью.
После проведенной проверки и выяснилось, что руководству по крайней мере двух столичных строительных компаний на слово верить нельзя. И те, кто вложился в строительство жилых комплексов «Жамихан» и «Москва», вероятно, уже не получит ни вожделенных квартир, ни своих денег.
Финансовая полиция не дает никаких гарантий, что денежные средства будут в полном объеме возвращены дольщикам, а так красиво все начиналось… В первом случае строительная компания израсходовала не по целевому назначению шестую часть, полученных от пайщиков (а именно, более 103 миллионов тенге от 111 человек). Во втором случае еще хуже: растрачено более 344 миллионов тенге 520 пайщиков.
Компания использовала, по информации финансовой полиции, подставные фирмы, специально созданные для обналичивания денег — предпринимательскую деятельность они практически не осуществляли.
Правительство словно было готово к такому повороту событий — в считанные дни после обнародования этой информации министр индустрии и торговли Владимир Школьник заявил о том, что его ведомство разработало проект о долевом участии граждан в жилищном строительстве.
Содержание документа не разглашается (возможно, все-таки, что проект существует еще в неокончательном варианте, а попросту — не дописан), но концепция его известна.
Законом будут установлены определенные требования к ликвидности и финансовой устойчивости строительных компаний, которые получат право на привлечение средств дольщиков.
Подвергать критике данный постулат, это все равно, что идти уверенным шагом по направлению к пресловутому МММ. Это могут позволить себе компании, не строящие на рынке недвижимости серьезных планов на долгосрочную перспективу, другие же, напротив, очень даже согласны, что аферистов нужно вытеснять с рынка. Стоит заметить, что среди компаний-застройщиков, облапошивших наивных граждан и ныне являющихся фигурантами уголовных дел, нет известных брендов.
Компании-лидеры предпочитают выполнять свои обещания, поскольку уже не первый год на рынке и собираются на нем самоутверждаться и дальше, кроме того, далеко не все из них используют схемы долевого участия, предпочитая кредитоваться в банках.
Во-первых, работа с дольщиками чрезвычайно кропотлива и ответственна. Во-вторых, у них есть сложившаяся репутация, и банки с удовольствием работают с такими клиентами, не чиня препон на пути получения кредитов. А фирмам-однодневкам в банки пробиться очень трудно, если не сказать — невозможно.
Некоторые эксперты уже поспешили сделать заявления относительно того, что принятие закона о долевом участии неизбежно спровоцирует новый виток цен на недвижимость. Полностью исключать такой вариант развития событий, наверное, не следует, но и оперировать им как истиной — тоже.
Новый виток цен на недвижимость начнется только в том случае, если закон каким-то образом сможет повлиять на сокращение предложения на рынке недвижимости, как это произошло в России. Ужесточение требований к компаниям, имеющим право практиковать долевое участие, привело к их сокращению и, более того, существенным образом замедлило строительство долевых объектов. Это с одной стороны. С другой, цены на недвижимость скорее провоцируют спекулятивные сделки на рынке, а не количество объектов, которые можно построить, используя долевое участие. Ни для кого не секрет, что сегодня (как и год-два назад) доминирующую долю на рынке занимают именно сделки, совершенные в целях дальнейшей перепродажи недвижимости.
Такие сделки совершают, прежде всего, риэлторские компании, сумевшие заработать за счет движения цен в повышательную сторону, громадный капитал. Они уже обросли мускулами и могут запросто создавать реальный спрос даже тогда, когда он находится на нулевом уровне.
Негатив, конечно, мы можем получить, но все-таки эффект от принятия закона, на взгляд многих экспертов, будет положительным.
Самое главное, чего мы достигнем — защиты прав дольщиков. А это — громадный потенциал для цивилизованного развития рынка. Среди дольщиков нет «денежных мешков» и тех, кто, как правило, занимается спекуляциями. Среди них больше тех, кто копейку экономит и попросту не может себе позволить купить хоромы дорого и разом. Как правило, это реальные покупатели жилья, по наличию (или отсутствию) которых можно судить, жив еще рынок, или мертв.
Это тот барометр, который просто необходим для цивилизованного рынка.

Рисунок сайта http://realty.rbc.ru