Этап кочевой цивилизации пройден. Что дальше? - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+20 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Этап кочевой цивилизации пройден. Что дальше?

Этап кочевой цивилизации пройден. Что дальше?

Впечатляющий экономический рост Казахстана в немалой степени был обусловлен добычей минеральных ресурсов, коими богаты недра нашей земли.

  • 20 Декабря 2006
  • 2619
Фото - Caravan.kz

В первую очередь, цветными и черными металлами, нефтью, и другими.
Сегодня мы продолжаем цикл статей на экономическую тему, начало см. здесь.
Однако металлургический комплекс, составляющий 50 процентов валового дохода страны, и добыча нефти могут решить благополучие и обеспеченность всего лишь около трех миллионов казахстанцев.
Чем заняться остальной части населения? Где найти применение своим силам? Как добиться устойчивого дохода? Именно эти вопросы подтолкнули меня десять лет назад обратить внимание на традиционное ремесло кочевников — разведение скота, особенно овец, а затем заняться производством по переработке овчины и изготовлением изделий из нее.
Чтобы в старости не оказаться «у разбитого корыта» и быть уверенным в правильности выбранного пути, я стал кропотливо изучать историю своих предков. Ведь недаром еще Ж. Жорес призывал: «Мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел». Как оказалось, огня у моего кочевого народа хватает. Поэтому нынешнему поколению есть, что взять из прошлого, чему следовать и чем гордиться.
Во все времена материальной основой существования населения Великой степи являлось кочевое скотоводство. Скот давал кочевнику пищу, одежду, являлся средством передвижения. А еще он был основным предметом торговли и обмена на другие материальные блага и услуги.
Особенности среды обитания и хозяйственные потребности кочевников определили соответствующий видовой состав скота.
К примеру, в хозяйстве степняка овцы составляли 60 процентов, лошади — 13, козы — 12, крупный рогатый скот — 12, верблюды — 3 процента.
Таким образом, именно овцы занимали доминирующее положение, поскольку были более приспособлены к суровому степному климату, чем остальные виды скота.
Впервые ученый П. Паллас заметил, что «киргизские овцы очень велики. Они ростом выше родившегося теленка и так толсты, что в хорошее время года весом бывают на четыре и пять пудов. Вместо хвоста они носят курдюки, которые у больших баранов достигают веса от 30 до 40 фунтов…»
О многом свидетельствует и другой немаловажный факт из жизни моих предков. Так, общая численность скота различных видов у казахов в дореволюционный период и вплоть до массовой коллективизации составляла: овец — 18-18,5 млн. голов, лошадей — 4 млн. голов, крупного рогатого скота — 3,5-4 млн. голов, коз — 3-3,5 млн. голов, верблюдов — 1 млн. голов.
Одному только кочевнику до тонкости были известны секреты ведения скотоводства. А это, действительно, была целая наука. Производственный процесс при кочевом скотоводстве длился круглогодично и делился на четыре цикла: зимний, весенний, летний и осенний.
Особенность же выпаса заключалась в том, что скот пригонялся к месту расположения кормов благодаря кочевкам, маршруты которых строго регулировались. Средняя продолжительность маршрута кочевания не превышала 50-100 километров в течение года.
Однако в отдельных случаях могла достигать и 1000-2500 километров. Летние пастбища находились на севере от степной зоны при меридианном кочевании, а в горных районах — при вертикальном. Выпас овец происходил в радиусе 3-5 километров от водопоя, а лошадей в 8-10.
С самого зарождения человеческое общество по образу ведения материального производства и оказанию услуг, влияющих на формирование образа жизни, делилось на оседлую и кочевую формы хозяйствования.
Связано это было с географическими, природными условиями проживания народов. Именно разные формы хозяйствования напрямую влияли на формирования условий жизни, быта, традиций, обычаев, культуры и представления о мире. Тем самым складывались определенные производственные отношения, формировались социально-политические устройства общества, что определило и положение данных народов в мировом разделении труда.
Анализируя исторические факты, я решил взглянуть на жизнь своих предков — казахов с экономической точки зрения и в сравнении с оседлым способом ведения хозяйствования, который вели их соседи.
К примеру, если рассматривать скот как товар, производство его с точки зрения финансово-экономических категорий, то мы должны говорить, прежде всего, о его ликвидности, рентабельности, объеме производства и рынке сбыта.
Производство товара при кочевом скотоводстве было малозатратным, то есть высокорентабельным. Ведь скот в течение круглого года находился на подножном корме.
Для него не надо было специально заготавливать корма, строить «жилище», он сам доставлялся к месту произрастания кормов и добывал их сам. Кочевнику оставалось лишь двигаться за ним, оберегать его от хищников, корректировать поголовье и оказывать ветеринарную помощь.
Данная деятельность кочевников была высокопроизводительной, поэтому в обязательном порядке появлялись излишки продукции, которые нужно было продавать или обменивать. Скот являлся высоколиквидным товаром, как основной продукт питания, и одновременно — сырье для изготовления высококачественной одежды, обуви, домашней утвари. А лошади и верблюды пользовались спросом как единственное универсальное транспортное средство того времени для всех народов.
В свою очередь, оседлые народы вели животноводческое производство с более высокими затратами. То есть, находились в «стационарном» положении и создавали своеобразные породы домашнего скота. Поэтому им приходилось тратиться на их содержание, строительство стойбищ для животных, заготовку и хранение кормов, кормление и уход.
При отсутствии механизмов, энергоносителей данное ведение подобного производства в сравнении с кочевым было высокозатратным, низкорентабельным, малопроизводительным и неконкурентоспособным.
И, на мой взгляд, удовлетворить потребность общества в таком высококалорийном продукте питания как мясо, использовать лошадей как транспортное средство у оседлых людей не получалось в полном объеме. Поэтому сразу возникла потребность во взаимоотношениях с кочевниками-животноводами, которые позже стали жизненной необходимостью.
Между оседлыми и кочевыми народами шла интенсивная торговля. Именно она породила посредников — другие народы, которые на ней зарабатывали.
В дальнейшем естественный процесс торговли и обмена сделал народы кочевого и оседлого хозяйствования гармонично развитыми и обеспеченными. Из-за такого высокоэффективного ведения хозяйства общество кочевников являлось экономически развитым, что позволяло иметь устойчивое, демократическое социально-политическое устройство, определенную военную мощь.
В то же время общество оседлых людей было низкоэффективным, экономически не развитым и бедным. Богато жила лишь малая часть общества — правители, религиозные деятели и военачальники, поэтому оно было не демократичным, с резким классовым расслоением и неравномерным распределением дохода, раздираемое восстаниями угнетенных, и тем самым постоянно ослабляемое.
Но централизация власти позволяла держать армию для наведения порядка. А для увеличения дохода была потребность в захвате других народов. Все это, несомненно, влияло на историческую миссию кочевых народов, которые были заинтересованы в продвижении своего товара на рынки оседлых народов. В истории данные походы расценивались как варварские, ведущие к разрушению. А на самом деле это были действия, направленные на расширение рынков сбыта, на разрушение рабовладельческих режимов, ведущие к обеспечению высокого потребления мяса на душу населения в этих странах.
Далее, за годы технической революции в Европе и господства Советской власти в Казахстане, т.е. в течение двух столетий, произошло резкое нарушение гармонии кочевого и оседлого хозяйствования.
Принизилась роль кочевого животноводства. Кочевниками не была произведена конструктивная реорганизация данного вида производства под современные требования.
Насаждались искусственные взаимоотношения между животноводами и обществом путем глобальной кооперации в рамках одной советской страны, с учетом социальной защиты населения.
То есть цена мяса как товара не соответствовала его фактической стоимости. Именно это привело к формированию дотационного производства и превращения отрасли в глазах общества в непрестижную.
После распада СССР и создания независимых государств, происходит уже нарушение искусственно созданных взаимоотношений животноводческого производства, что окончательно приводит к развалу данной отрасли и обнищанию людей, в ней занятых.
Реформирование государственного управления в стране, проведение жестких рыночных реформ в экономике спасли цветную, черную металлургии, энергетику, финансовую систему. Но все это сделано ценой падения животноводства, которое кормило народ в трудный период безденежья.
Хорошо развитое овцеводство легло «под нож» для успешного проведение реформ, что дало возможность правительству провести жесткую финансовую политику без социального взрыва. Цена на мясную продукцию внутри республики была низкой, возможности вывоза живого скота на продажу за пределы страны не существовало. Что получилось в итоге? Стало падать качество поголовья скота, отсутствие оптовых покупателей сделало работу сельских животноводов низкооплачиваемой по сравнению с другими отраслями.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо решить проблему сбыта выращенной продукции. А этого можно достигнуть лишь путем создания сети перерабатывающих предприятий.
Ведь только за счет промышленной переработки поднимается качество продукции, она делается удобной для транспортировки-продажи в различных регионах страны и вывоза на экспорт.
Хотя и тут возникают определенные проблемы, которые без участия государства невозможно решить.
Так в Балхаше создано уникальное предприятие по переработке шкур из овчины и изготовлению фасонных шубно-меховых изделий, которое использует сырье сельхозпроизводителей Актогайского и Шетского районов.
На сегодняшний день оно добилось выпуска продукции высокого качества, не уступающей зарубежным товарам по качеству и дизайну.
Только за прошлый год предприятием переработано порядка 30 тысяч шкур, изготовлен определенный объем шубно-меховых изделий, которые продаются во многих городах Казахстана и России. Однако все это потребовало немалых финансовых и физических затрат.
Нами были приобретены здания, помещения, оборудование, созданы и внедрены специальные технологии, обучены кадры, налажена торговая сеть и сеть сбыта товаров.
Но, к сожалению, данный бизнес имеет свои характерные особенности, такие как сезонность закупа сырья, сезонность сбыта продукции, влияние моды, подготовка рабочих кадров, формирование сети по продажам и так далее.
Все это требует достаточных финансовых средств, в которых сегодня испытывается большой дефицит. И поэтому, в период, объявленный Президентом РК годами Аула, необходимы внимание, поддержка и предприятиям перерабатывающим, продукцию сельхозпроизводителей. Ведь от их нормальной жизнедеятельности напрямую зависит развитие животноводства, благополучие сельчан.
Должна развиваться сеть предприятий по хранению, переработке продукции овцеводства. Мы вновь должны претендовать на роль животноводческой державы.
Мне, как патриоту своей страны хочется, чтобы Казахстан славился на мировом рынке не только нефтью, углем, медью, черным и цветным прокатом, но и изделиями традиционного для казахов овцеводства: мясом, дубленками, кожгалантереей и другими.
Этой статьей мне хочется привлечь внимание общественности не только к проблемам овцеводства, но и разбудить чувство национальной гордости у земляков за свою историю, подтверждающую огромную роль кочевников в формировании общемировой истории, что определило и их достойное место в ней.

e-mail: nurmonolit@mail.ru
Нуркасым АБУЕВ, президент ОО «Союз производителей и переработчиков продукции овцеводства «Намыс».
Адрес: г. Балхаш, ул. Уалиханова, 7/1; тел. (831036) 4-12-08, факс: 4-89-60.