Акции протеста прошли во многих городах республики. А как обстоят дела в Таразе?
Разговоры о запрете на ввоз в Казахстан праворульных машин ведутся уже давно. В свое время сделал попытку запретить их эксплуатацию на алматинских трассах бывший мэр южной столицы Виктор Храпунов.
И вот 13 ноября на очередном заседании Совета безопасности об этом было заявлено официально на республиканском уровне. Так Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отреагировал на выступление председателя Комитета дорожной полиции МВД РК Омурзака Тусумова, заявившего о возросшем количестве аварий с участием именно «праворульных» машин. Чтобы стабилизировать аварийную ситуацию на дорогах, Глава государства принял решение с 1 января 2007 года запретить их импорт, а с 1 января 2010 года — и эксплуатацию.
Откуда ветер дует
Главные поставщики таких автомобилей в Тараз — крупные авторынки Алматы и Шымкента. Именно оттуда пригоняли их счастливые владельцы. Правда, счастье оказалось недолгим. И теперь они, затаив дыхание, следят за развитием ситуации.
В области, по словам начальника РЭО УДП ДВД Жамбылской области Мамбета Смаилова насчитывается 1042 автомобиля с правосторонним расположением руля: 1039 легковых и 3 грузовика. И если будет запрещена эксплуатация таких автотранспортных средств, то могут пострадать владельцы, которые приобрели свои авто в кредит. Согласитесь, выплачивать деньги за автомашину, чтобы через три года поставить ее на прикол, трудно.
Многие противники запрета на ввоз и эксплуатацию автомобилей с правым рулем считают, что если он будет действительно введён, то ущемит конституционные права граждан Казахстана. На их стороне 188 статья Гражданского кодекса республики, пункт первый которой гласит: «Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом». Здесь же можно привести и 26-ю статью Конституции, согласно которой «Собственность, в том числе и право наследования, гарантируется законом».
«Праворукие» погоды не делают
А вот безопасность на дорогах, ради которой и приносят в жертву правый руль… Обратимся к официальной статистике, предоставленной г-ном Смаиловым.
Если в 2005 году в области было зарегистрировано 13 дорожно-транспортных происшествий с участием праворульных авто (7 человек погибло, 19 получили ранения), то за 11 месяцев этого года — 22 ДТП, в которых погибли 23 человека.
Для сравнения замечу, что за 11 месяцев 2006 года на дорогах области произошло 723 ДТП, в которых погибло 393 человек и 946 ранено. За аналогичный период прошлого года в области зарегистрировано 628 дорожно-транспортных происшествий, в результате чего погибло 317, ранения получили 814 человек.
До недавнего времени полицейские подобную статистику не вели, однако в протоколах дорожно-транспортных происшествий всегда указывается не только марка автомобиля, государственный регистрационный номер и данные водителя, но и расположение руля. И трудно сказать, влияют ли на погоду по ДТП эти автотранспортные средства на городских и областных магистралях.
Другое дело — дороги республиканского значения, особенно по таким направлениям, как Алматы, Ташкент, Астана.
С 2004 года там идёт систематический рост ДТП, особенно среди машин японского производства. Кроме того, сотрудники дорожной полиции просят учесть, что в прошлом году количество авто с нестандартным расположением руля было значительно меньше, чем в этом, когда наблюдается тенденция к увеличению праворульных машин в области. И рост произошел, когда алматинские водители поняли — праворульным автомобилям война будет объявлена в любом случае.
Мнения по поводу
— Насколько мне известно, — выражает свое мнение владелец «праворульного» автомобиля Николай Черевко, — о большинстве крупных аварий, произошедших на трассах республиканского значения, сообщалось в прессе. И во всех случаях причинами ДТП являются либо выезд на полосу встречного движения, либо уснувший за рулём водитель.
Водители, как начинающие, так и те, кто уже много лет крутит баранку, в один голос твердят, что технические характеристики японских автомобилей гораздо выше европейских. И особенно по части безопасности.
— Посмотрите, какой беспредел творится на дорогах! — продолжает тему автолюбительница с четырёхлетним стажем Ирина Сорокина, — всё больше и больше машин ездят вообще без номерных знаков, не соблюдается скоростной режим, грубо нарушаются правила дорожного движения. У многих водителей уже вошло в привычку перестраиваться на соседние полосы, несмотря в зеркала, и не включая поворотники. Но почему-то всю вину за аварийность на дорогах сваливают не на таких вот горе-водителей, а на владельцев «праворулек».
И таких «почему» да «как» у многих водителей немало. А вот ответов — ни одного. Хотя выход есть — переставить руль с правой на левую сторону. Во многих городах областного значения уже открываются мастерские, где подобную «операцию» можно будет провести. Имеется эта возможность и у таразских автмобилистов. Впрочем, по словам некоторых мастеров, в некоторых случаях сделать этого просто нельзя — не позволяют технические характеристики автомобиля.
Порой владельцы «праворулек» беспокоятся по поводу того, можно ли потом перегистрировать автомобиль.
— Насчет этого волноваться не надо, — заверил Мамбет Смаилов. — Эта процедура не будет слишком дорогой и сложной. А что касается обсуждаемого во всех кругах проекта закона, то, скорее всего, дело ограничится только запретом на ввоз праворульных автомобилей. Срок эксплуатации таких автомобилей будет неограниченным, до полного износа. Так что волноваться не стоит.
От закона, взбудоражившего умы и спокойствие казахстанских водителей, похоже, пострадают лишь предприимчивые продавцы, наладившие поставку подержанных и новеньких «японцев», рассчитанных на левостороннее движение, принятое лишь в некоторых странах мира.
Интересно, что многие таразцы, желающие приобрести автомобиль, просто проходят мимо «нестандартных» машин. Причина в том, что водители-профессионалы прекрасно осознают всю ответственность, которая ложится на них при смене «ориентации».
Ведь находиться справа на дороге с правосторонним движением достаточно сложно. Чтобы произвести обгон, необходимо значительно выдвинуться на сторону встречного движения. Именно в этом случае и происходит большинство ДТП с участием «праворулек». И потом, по мнению водителей, привыкших к леворульным автомобилям, сидя за рулем справа, приходится перестраивать мышление во время движения. Водителям с большим стажем это сделать невероятно трудно. Другое дело, если за «праворульку» садится новичок. Но тут ключевое слово — «новичок», а не «правый руль»…
Вот так и получается, — сколько людей, столько мнений.
Будем надеяться, что оставшиеся в Таразе «праворульки», никак не отразятся на статистике дорожно-транспортных происшествий.
Ведь отныне к ним обращено самое пристальное внимание дорожных полицейских.