Блиц-интервью с ответственным лицом, бравым, подтянутым и в тельняшке ВДВ — состоялось.
Однако, хотелось получить более подробную информацию о положении дел в авиационной сфере МЧС, — ведь Алматы находится в одном из опаснейших уголков мира, — среди гор, в селеопасной и сейсмоопасной зонах, поэтому трудно переоценить значение авиации в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, данный материал был готов лишь после испытательных учений «Зима-2006», в которых принимал участие уже и новенький «Ми-171» МЧС РК.
Вице-министр ЧС — о технике
— Валерий Викторович, в Алматы многие жители возлагают надежды на авиационную технику, — именно в случае землетрясения. Будет ли в нашем городе такая техника для службы ЧС?
— Мы сегодня ориентированы на российские вертолеты. Не так давно мы получили новый «Ми-171». Это супер-современная машина, которая имеет достаточный «потолок» — 6000 метров и может поднять 4,5 тонны груза. 13 тонн — ее максимальный взлетный вес, 26 пассажиров берет на борт, при существующих баках без посадки пролетает 1300 км, и, самое главное — у нее есть все необходимые атрибуты спасательного вертолета: подвеска, на которой можно носить водосливные ёмкости, грузы, специальные двери, позволяющие десантировать спасателей. В этот вертолет входит автомобиль «Нива» (при спущенных шинах) — то есть его можно доставить туда, куда необходимо, и что самое супер-современное — он оборудован у нас системой для ночных полетов, то есть у него есть инфракрасные прожектора, инфракрасные очки, и так далее.
И наши летчики прошли подготовку на заводе. Это у нас первый, всепогодный дневной и ночной аварийно-спасательный вертолет. У него есть водосливное устройство, которое берет на борт на подвеске 4 куба воды, и его можно будет использовать при тушении лесных и степных пожаров.
— Эти вертолеты делают в Казанском вертолетном заводе?
— Их делают в Казанском и Улан-Удэнском заводах, но наш — из Улан-Удэ, — это последняя модификация «Милевского» вертолета, которые делают там. Но конкурс выиграл именно Улан-Удэнский завод. После получения разрешения на него в Комитете ГА РК, еще надо оформить страховку. Составляем планы тренировочной его работы, то есть летчики должны научиться использовать все его возможности, — потренируемся, — и поставим на боевое дежурство.
— Валерий Викторович, Вы сами раньше занимались спасением людей, в настоящих, не учебных ЧС?
— Вообще, я с 1990 года в системе МЧС. Я участвовал, руководил практически всеми спасательными операциями, которые были на территории Казахстана и за рубежом, в том числе — в Турции, когда в августе 1999 года было сильное Измитское землетрясение, тогда я возглавлял оперативную группу спасателей, мы работали 12 дней в Турции.
— А на территории Казахстана в каких именно операциях по спасению людей вы принимали участие?
— Могу сказать, что, например, вот во время обильного снегопада в Жамбылской области, когда выпало 2,5 метра снега — в 2004 году. Там мы очень эффективно сработали, — только одних рожениц 30 человек доставили в роддом. И за эти 10 дней, которые мы там работали, там родилось 10 детишек! И в Талгарском районе, к, сожалению, это была трагедия, если вы помните, когда сошел оползень, был селевой поток, который не последний, а до этого проходил по Большому Алматинскому ущелью. Ну, и самые первые спасработы, которые у меня были — это взрыв газа в городе Ленинске (сейчас Байконур), в конце 80-х годов. К сожалению, в те времена не учили ни на спасателей, ни на ЧС-ников, поэтому все, так скажем, через труд, через риск, через опыт.
— Вы проходили какую-то подготовку по ЧС и за рубежом?
— Приходилось. В Америке учился, несколько раз там проходил подготовку, с 1996 года, в основном в штатах Аризона, Невада, Вирджиния, затем — в Германии, во Франции. Там мы проходили стажировку с точки зрения организации работы в основном пожарных служб, по тушению лесных, степных пожаров, потому что юг Франции, — район Марселя, — там у них каждое лето катастрофы, и было очень полезно посмотреть, как у них служба ЧС с этим справляется. Но это были не длительные «учения».
Техническое чудо из тундры
В городе Улан-Удэ около 30 лет авиационный завод выпускал знаменитые вертолеты «Ми-8» конструкции КБ им. М.Л. Миля (Россия). Далее на базе «Ми-8» в 1991 году были созданы «Ми-171», а в 1995 году — «Ми-171 Ш».
Известно, что многоцелевой транспортный вертолет «Ми-171» (является экспортной маркой вертолета «Ми-8АМТ») стал, по мнению экспертов, и более мощным, нежели «Ми-8Т» (МГА), то есть вертолетом, обладающим улучшенными летно-техническими характеристиками, способным выполнять полеты в сложных метеоусловиях и в условиях ограниченной видимости, что, разумеется, оценивается не иначе, как «всепогодность» и «универсальность».
Однако, внешние данные «Ми-171» практически не отличаются от «фотороботов» его предшественников.
На «Ми-171» установлены двигатели «ТВЗ-117ВМ», позволяющие увеличить высоту полета, что особенно актуально в условиях высоких температур и разреженного воздуха. Вспомогательная силовая установка обеспечивает автономность эксплуатации вертолета. Как известно, на вооружении армий свыше 35 (!) стран мира состоит «Ми-24» (его обозначение в НАТО «Hind»), также созданный на базе «Ми-8», имеющий двигатели ГТД «ТВЗ-117 с.3».
А сам «Ми-8» (обозначение в НАТО «Hip») — один из самых популярных в мире — многоцелевой вертолет, состоящий на вооружении почти 70 стран мира! Ведь не случайно удачная модель имеет хорошие модификации. Здесь речь идет не о военном варианте, однако, нельзя недооценивать тот фактор, что многие летчики ранее летали на «Ми-8», «Ми-17» (также удачная модификация «Ми-8»).
В нашем случае, мы имеем дело с вертолетом, к которому большинство военных асов давно привыкло, ведь, как известно, расположение приборов и рычагов управления в кабине пилотов имеет огромное значение, и особенно это архиважно в экстремальных и ночных условиях: руки пилота, у которого за плечами уже не одна тысяча часов налета, машинально управляют вертолетом (самолетом), а здесь любая ошибка может иметь необратимые последствия.
Так, по мнению авиационных экспертов, катастрофа в аэропорту Иркутска при посадке самолета «А-310» произошла именно по причине того, что расположение рычагов управления в самолете уж очень отличалось от того, что ранее было в кабине «Ту-154», на котором эти пилоты прежде летали не один год.
По этой причине весьма благоразумно приобретение МЧС РК именно российского вертолета «Ми-171», созданного на базе «Ми-8».
Вряд ли кто-то из тех, кого будут спасать эти замечательные вертолеты, догадаются о том, что виртуозное мастерство асов-пилотов складывалось годами летной практики, но именно аналогичный вертолет, с аналогичной приборной доской и рулями управления и позволит пилотам самым лучшим образом «работать» при спасении, что позволит МЧС получить максимальный КПД (коэффициент полезного действия) от винтокрылой техники при поисковой и поисково-спасательных работах.
Не нужно строить иллюзий и воображать, что нам удастся избежать будущего землетрясения, более разумно готовиться к нему, чтобы выйти из борьбы со стихией с наименьшими потерями.
Крупнейший город Казахстана должен иметь в своем арсенале всю самую современную технику по спасению, и, прежде всего — авиационную, хотя и паниковать также нет необходимости, просто нужно укрепляться и готовиться.
Как экипаж подводной лодки — всегда готов к тому, что либо атакуют сверху, — бомбой, либо снизу — торпедой, так и мы, — должны быть готовы отразить натиск мощной сели, которая может образоваться сразу после землетрясений, так как должны быть готовы и к сильному землетрясению.
Катастрофы никто и никогда не отменяет. Мы можем только предвидеть их и в какой-то степени предсказать. Поэтому, в дальнейшем, будет очень важным проведение учений МЧС в предгорьях Алатау, близ южной столицы, и в самом Алматы, с участием вертолета «Ми-171».
О неизбежных пробках и авиатехнике
Анализируя аналогичные природные катаклизмы и их разрушительные последствия, которые происходили за рубежом, автор приходит к мнению, что многие возлагают свои надежды на автомобили. С одной стороны, как бы и правильно: в багажник можно закинуть «тревожный чемодан», всю семью усадить в салон и — поехали!
Однако, дорогие соотечественники, вспомните, в каких пробках вы добираетесь на работу (и с работы), в обычное, не экстремальное время!
А теперь представьте себе, какие многокилометровые пробки растянутся по трассам, ведущим из Алматы, если случится катастрофа!
Пробки будут непременно, и они, увы, будут препятствовать ходу спасательной гусеничной и колесной техники ЧС — к месту катастрофы.
Учитывая тот фактор, что Алматы находится в некоей «чаше» среди гор, можно себе представить, сколь необходима и незаменима будет авиация, и более всего — вертолеты, способные работать в условиях высокогорья (ведь перелетать придется, возможно, и через горы).
Кроме того, не исключено, что показатели атмосферного давления будут, скорее всего, также — с отклонениями. Это непредсказуемый фактор.
Ни один ученый не возьмется наверняка просчитать состояние параметров в воздухе в момент землетрясения, по той простой причине, что эта тема достаточно хорошо еще не изучена. А давление воздуха и его плотность весьма существенно влияют на работу двигателей вертолета.
По этой причине и не работает купленный ранее неудачно вертолет «Ми-34С», — слабые двигатели на новом, казалось бы, вертолете, не позволяют «Ми-34С» летать над городом. Автор этих строк летала весной 2004 года на этой машине, состоявшей тогда на вооружении ГУВД южной столицы.
За те часы полета на новенькой, казалось бы, технике, я не чувствовала себя в безопасности, если учесть, что я могу сравнить полеты на «Ми-8», «Ми-2», «Ми-6» и — даже «Ми-1», и т.д, так как приходилось провести не одну сотню часов во время прохождения службы в ВВС в качестве инструктора ПДС — парашютно-десантной службы (и подготовки), и приходилось летать на этих вертолетах и прыгать с них же.
«Ми-34С» во время полета не дает ощущения надежности. Представьте себе, что вы плывете в лодке, чувствуете, как плотно под вами днище «лежит» на воде. А если лодка медленно, дав течь, погружается, по сантиметру в воду, — наверняка кому-то такое ощущение знакомо. Так вот, «Ми-34С» ассоциируется с подобной ситуацией.
И сами пилоты, — в том числе и подполковник Кайрат Куангалиев придерживаются такой же точки зрения: «Ми-34С» — слабая машина, и нужны более надежные вертолеты для службы в МВД и ЧС, да и вообще, в качестве патрульных вертолетов для полиции южной столицы «Ми-34С» — неудачный выбор.
После публикации первой статьи о данном вертолете (см. материал «От винта!») к нам, сюда, в Алматы прилетал заслуженный летчик-испытатель СССР, Г.Ф. Ленок, который также вынес свой авторитетный вердикт в отношении вертолета «Ми -34С». И он свидетельствует о непрактичности машины.
Что же касается московских летчиков, барражирующих в небе над Москвой и областью, то, связавшись с ними по телефону, я узнала, что они на «такой сырой машине, какой является «Ми-34С», летать никогда не будут»!
А московские пилоты — люди весьма разборчивые, асы высокого класса, которые не станут подвергать напрасному риску ни свой город, ни самих себя. Ведь вертолет со слабыми двигателями, вполне способный «свалиться» вниз по причине того, что его двигатели «недоработаны», и сам может стать причиной (!) катастрофы!
Однако сейчас вертолеты «Ми-34С» переданы из ГУВД (теперь ДВД) МВД Алматы в «Службу 051» южной столицы! То есть дорогая техника, купленная для нужд города, как бы может приносить пользу городу, «облетывая» его окрестности.
Но, с другой стороны, какая реальная отдача от этих двух «Ми-34С» предполагается в случае землетрясения? А пилоты мечтают о более надежной технике. Но кто и когда купит нечто более ценное именно для «Службы 051», если эти машины еще (пока) относительно новы, а вот двигатели на них вряд ли удастся заменить на более мощные. Однако, на учениях МЧС эта машина была представлена, и для несведущих она казалась, увы, полезной штукой.
Удивительно просто, как в развернувшейся в нашей стране борьбе за транспортную безопасность, зачинатели проекта обделили своим вниманием столь вопиющий, можно сказать, «беспредельный» факт.
На государственные деньги были приобретены дорогие вертолеты, и даже технической документации при них не было, — о чем не без возмущения говорили пилоты и инженеры, которым пришлось на «Ми-34С» летать.
Где же требования к транспортной безопасности, если вертолеты не обладают надежными двигателями? И, кстати, почему не были согласованы с самими пилотами до покупки данной техники такие элементарные моменты? Ведь даже при покупке автомобиля (!) полагается технический паспорт, вся соответствующая документация, а здесь речь идет о вертолетах!
Но вернемся к неизбежным огромным пробкам на автотрассах в момент (и после) землетрясения. Именно такие пробки наблюдались из космоса во время урагана Катрина в США.
Их фотоснимки, сделанные из космоса, удручают даже оптимистов. Задумывались ли вы о том, что ураганы, хоть и опасны, но пожаров бывает значительно больше именно после землетрясений (это авторитетное мнение японских экспертов), что означает, что станции ГСМ, бензозаправки будут в огне.
Что породит еще более сильный смог, более худшую видимость в воздушной акватории южной столицы, и тут, в тех самых печально известных условиях плохой видимости придется экипажам «Ми-171» делать заходы на посадку, спасая раненых и оказывать другую необходимую помощь.
Без тепловизоров и приборов космического наведения не обойтись. И даже кажется странным, что подобный вертолет не был приобретен ранее.
Да таких вертолетов нужна целая эскадрилья для одного только Алматы. Однако, как обеспечить постоянную дислокацию? Она ведет к немалым расходам! Значит, здесь, видимо, нужен мобильный авиаотряд быстрого реагирования, состоящий исключительно из асов летного искусства.
Если в некоторых странах есть эскадрильи пилотов, показывающих высший пилотаж на авиашоу, то нам, по всей видимости, целесообразно иметь аналогичную эскадрилью высокоинтеллектуальных, обученных пилотов, но не для шоу (не только для шоу), а (и) для спасательной работы в МЧС.
Более подробно о технической новинке
Как известно, «Ми-171» может быть оборудован в различных вариантах: пассажирском, транспортном, санитарном, пожарном, VIP-варианте, и, что очень важно, — в поисково-спасательном.
Данные характеристики машины весьма привлекательны для высокогорных регионов, где воздух разреженный, из-за облачности — часто плохая видимость, причем в любое время года. А еще часты лесные пожары, когда склоны Тянь-Шаня, например, пылают в июльскую жару, и в такой «разгар», весьма высока потребность отрядов «Казавиалесоохраны» в мощных и надежных машинах, способных брать на борт команду пожарников и тонны воды!
Следует сказать, что на вертолете (на внешней подвеске) может устанавливаться даже водосливное устройство «ВСУ-5А» (Россия), способное сбрасывать более 4 тонн воды на горящий лес, на склоны недоступных гор, охваченных пожаром, что и было использовано в таких странах как Бразилия, Словакия, Китай, Корея и т.д.
Вертолет может комплектоваться как задними грузовыми створками, так и рампой с электрогидравлическим приводом.
«Ми-171» в транспортном и пассажирском вариантах имеет сертификат типа воздушного судна, типовая конструкция которого соответствует уровню летной годности, адекватному установленному Авиационными правилами (часть 29) и Федеральными Авиационными правилами США (часть 29 «Вертолеты транспортной категории»).
Машина прошла всестороннюю проверку на прочность, испытательные полеты показали готовность вертолета для работы в различных, в том числе и экстремальных условиях, что подтверждалось безотказной работой «Ми-171» как в Африке, так и в странах Европы и Азии, Латинской Америки, и, конечно, в СНГ.
Всюду машина зарекомендовала себя самым лучшим образом. Пассажирский вариант вертолета «Ми-171» внесен и в общий «Реестр воздушных судов Государственной службы ГА (Гражданской авиации) России».
Напомним, что еще 12 сентября 2006 года в международном аэропорту г. Астаны состоялась передача нового аварийно-спасательного вертолета «Ми-171», производства Улан-Удэнского авиационного завода — МЧС Республики Казахстан.
Это был исторический момент! Впервые за все время своей деятельности МЧС РК приобрело новую авиационную технику для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Гендиректор ОАО «У-УАЗ» Леонид Белых провел презентацию продукции завода. В церемонии передачи вертолета принимали участие министр МЧС Шалбай Кулмаханов и гендиректор компании «АвиаКонсалтинг» Андрей Косолапов, где было сказано немало теплых слов о качестве и технических возможностях нового вертолета «Ми-171». Комплекс самого современного оборудования, установленного на вертолете, позволяет предпринимать все действия, необходимые для ликвидации чрезвычайных ситуаций: десантирование, вывоз раненых, тушение пожаров, перевозку грузов внутри вертолета и на внутренней подвеске.
Машина прекрасно работает как в условиях пустыни, так и в горной местности. Приборы ночного видения и тепловизоры дают возможность в любое время суток участвовать «Ми-171» в любых поисково-спасательных операциях (и не только). Стажировка экипажа — летчиков РГП «Казавиаспас» МЧС РК проводилась на аэродроме Улан-Удэнского авиационного завода.
Комментарии вице-министра ЧС В.В. Петрова
А несколько дней назад состоялось второе блиц-интервью с вице-министром Петровым.
— Валерий Викторович, недавно, наконец, прошли учения «Зима-2006», в которых принял участие и новый вертолет «Ми-171». Вы на нем сами лично полетали?
— Да, полетали, «облётывали». Мы летали из Астаны по маршруту Астана — Экибастуз — Аксу — Павлодар — обратно. Это я сам летал.
И министр ЧС Кулмаханов, — тоже летал по такому же маршруту. Это были учения «Зима-2006» — подготовка государства к зимним условиям, то есть объекты жизнеобеспечения, аварийно-спасательные силы, службы, резервы, ресурсы, обучение населения, и так далее.
— Когда проходили учения «Зима-2006»?
— С 6 по 8 ноября.
— Сколько времени занял весь маршрут, с какой скоростью?
— Средняя скорость этого вертолета 220-250 км/час.
— Вертолет только один пока?
— Пока только один. Ну, кстати, первый в СНГ гражданской такой модификации, который мы купили.
— Этот единственный вертолет ЧС будет только в Астане?
— Пока он единственный, он будет в Астане, будет в Алматы, может быть, будет где-то еще, то есть, в зависимости от надобности мы его передислоцируем. Предельная дальность полета у него на одной заправке 1300 км, так что его можно, в принципе, в любую точку Казахстана достаточно быстро «перебросить».
На будущий, 2007 год, у нас есть деньги, — уже выделены, — на приобретение еще одного такого вертолета. Так что постепенно будем оснащаться, и со временем будем их держать по регионам, чтоб они могли моментально вступать в работу.
— Маловато…
— Нет, ну что значит маловато? Он же ведь стоит солидные деньги! Порядка 4-5 миллионов долларов, в зависимости от комплектации. Поэтому их невозможно сразу купить 10 штук. Вот, будем в рамках какого-то периода их приобретать. У нас — Астана — больная точка, Алматы — больная точка, третий пойдет, наверное, на восток, где часты пожары, четвертый — на запад. И вот так мы должны, по идее, шесть регионов охватить.
Фото с сайта http://aviaconsulting.kz