Узел пенитенциарных проблем - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узел пенитенциарных проблем

Узел пенитенциарных проблем

Потеря свободы уже само по себе тяжелое наказание, и осторожность в использовании этого наказания - необходимый элемент демократии.
Вивьен Стерн

  • 22 Января 2002
  • 1490
Фото - Caravan.kz

Вы не задумывались, почему в Казахстане так часто проводят амнистии? Первый раз суверенный Казахстан прощал своих провинившихся граждан 5 октября 1994 года, приурочив акт гуманизма к Международному году семьи. Следующая амнистия состоялась 15 июля 1996 года «благодаря» первой годовщине новой Конституции РК. Через три года были прощены и отпущены на волю 15,7 тысяч заключенных; государство отпустило им грехи в связи с Годом единства и преемственности поколений. Еще 7,5 тысячи заключенных покинули нары в конце 2000 года, когда был подписан Закон об амнистии в связи с 10-й годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете.
И вот новая партия зеков замерла в ожидании: на пленарном заседании мажилиса депутаты одобрили законопроект «Об амнистии в связи с 10-летием независимости РК».
Законопроект предусматривает освобождение от наказания осужденных за преступления небольшой и средней тяжести: несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей или детей инвалидов 1 и 2 группы, также беременных женщин, женщин и мужчин, достигших пенсионного возраста, участников и инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц, инвалидов 1-2 групп.
От наказания предполагается освободить впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, если они отбыли не менее половины назначенного срока. Предполагается освобождение от наказания военнослужащих, совершивших воинские преступления, а также военнообязанных, уклонившихся от призыва на военную службу.
Всего ожидается, что на волю благодаря этой амнистии выйдет 9600 осужденных, сократятся сроки лишения свободы 1500 осужденным, и будут амнистированы 10500 осужденных, вид наказания которых за совершенные преступления не связан с изоляцией от общества.
В настоящее время, по информации вице-министра юстиции Николая Белорукова, в колониях Казахстана находится 72 тысячи осужденных (25 процентов из них — женщины) при лимите в 65 тысяч, причем «каждые два месяца численность осужденных к лишению свободы увеличивается на одну тысячу человек. Как считают специалисты, череда амнистий на самом деле не может разрешить старую давнюю проблему казахстанской уголовно-исполнительной системы — перегруженность тюрем и колоний.
По числу заключенных Казахстан входит в тройку государств мира, уступая лишь США и России. Лишение свободы как уголовное наказание в Казахстане используется в 3-4 раза чаще, чем в Европе. Этому способствует:
— состояние, структура и динамика преступности, в особенности значительное число преступлений, считающихся тяжкими и особо тяжкими;
— традиционно сложившиеся «карательные», репрессивные притязания населения и большей части сотрудников следственно-прокурорских органов, при которых назначение судом наказания без лишения свободы воспринимается как «прощение» преступника и неудача следствия;
— обвинительный уклон судопроизводства и «пенитенциарный» крен в профессиональном сознании судей;
— несовершенство материального и процессуального законодательства и тенденциозные ошибки в его применении на практике;
— отсутствия широкого спектра действенных альтернатив лишению свободы в глазах общественного мнения и уголовной юстиции.
В результате непрерывной критики, высказываемой большинством престижных международных организаций и форумов, так называемые альтернативы непосредственному тюремному заключению, как штрафы, отсрочка тюремному заключению, а также общественное порицание и различные формы общественно-полезных работ, стали во второй половине ХХ века частью системы уголовных наказаний в ряде стран.
Аргументы, выдвигаемые в пользу альтернатив, сегодня базируются на прозаических соображениях, связанных прежде всего с перегруженностью и переполненностью тюрем.
Так, за первое полугодие 1999 года в целом по республике осуждены 33570 человек (за аналогичный период 1998 года — 29812), из них несовершеннолетних осужденных — 2467. К лишению свободы осуждены 17310 (1998 г. — 14141) человек. К штрафу — 2153, исправительным работам — 766, условному осуждению — 12896, отсрочке исполнения приговора — 166, лишению прав занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью — 10, ограничению по службе — 18.
До сих пор в казахстанских колонии суды ежемесячно «поставляют» по 1000 человек! При таких темпах прироста пенитенциарная система становится тяжким бременем и начитает терять всякий смысл. В 2005 году в Казахстане будет 118800 заключенных. Таков прогноз экспертов организации «Международная тюремная реформа».
Ситуация такова, что необходимо принимать кардинальные решения: продолжать действующие карательные меры и существенно расширить УИС по жилой площади либо менять саму политику. Америка в свое время прошла аналогичный путь: в конце 60-х годов там было принято решение коренным образом перестроить тюремную систему, существенно увеличив число мест. За 10-15 лет было построено свыше 600 новых тюрем, на что пошло почти 800 миллиардов долларов. Но прошло время и американцы сегодня вновь столкнулись с этой же проблемой, теперь они склоняются к изменению карательной политики в направлении большего удельного веса в применении альтернативных лишению свободы видов наказания.
В нынешних сложных условиях Казахстан не может отвлекать такие большие средства на расширение УИС (да и такого разбега во времени, как у Америки у нас нет), положение в УИС нужно нормализовать уже сейчас.
Широкое применение лишения свободы, как показывает наша практика, дает не столько положительные, сколько отрицательные результате.
Именно благодаря нашим исправительным учреждениям растет рецидивная преступность. По данным статистики более половины казахстанских заключенных судимы два и более раза. Тысячи осужденных больны активной формой туберкулеза.
Что можно сделать, чтобы уменьшить тюремное население?
В краткосрочной перспективе можно предпринять следующие шаги:
— амнистии (это разовое мероприятие и проблемы в целом не решает).
— пересмотр дел лиц, находящихся в предварительном заключении, и освобождение тех из них, чье содержание под стражей не соответствует самым строгим образом требованиям закона.
— Введение или расширение практики освобождения под залоги более активное участие адвокатов и общественных организаций в подаче ходатайств об освобождении под залог:
— Разъяснение работникам судов ограниченности возможностей тюремного заключения и возможности альтернативных мер наказания.
Одним из аргументов, который часто приводят сторонники альтернативных мер наказания, является финансовый аспект. И в самом деле затраты на содержание тюрем велики. Во-первых требуются прямые расходы на здание, персонал. Плюс питание, медицинское обслуживание и одежда для заключенных. Возникают также дополнительные и косвенные затраты.
По некоторым оценкам, в США затраты на содержание 1,7 млн. заключенных обходится в 40 млрд. долларов в год. Ежегодный бюджет тюрем Англии составляет более 2 млрд. Фунтов стерлингов.
На одного заключенного в Казахстане в среднем тратится около 400 тенге в день. А теперь посчитайте во сколько обойдется государству студент Ахмет К., который осужден на год лишения свободы за кражу куртки в 2000 тенге у другого студента! Не разумней ли в подобных случаях выносить символический приговор?
Похоже, казахстанские судьи ничего не слышали об отсрочке тюремного заключения, домашнем аресте, общественно-полезных работах, штрафах, примирении жертв и обидчика. В Казахстане лишение свободы является самым распространенным видом осуждения. Каждый второй судебный приговор несет в себе в качестве меры наказания лишение свободы.