Полет над гнездом кукушки - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+2 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Полет над гнездом кукушки

Полет над гнездом кукушки

Пожалуй, в Казахстане действительно "пролетают" над этой проблемой, не решая ее в полной мере. Речь о психических расстройствах людей вполне нормальных, о стрессах и синдроме хронической усталости (СХУ), словом, о болезнях нашего века, к которым мы пока относимся недостаточно серьезно.

  • 10 Сентября 2001
  • 1934
Фото - Caravan.kz

Рядом с буйными
Психиатрическая служба в республике удалена от общего здравоохранения. Это в то время, когда весь мир возвращается к античной медицине, где, как известно, за основу брали учение о целостном подходе к здоровью человека, о неразделимости души и тела. В России 21 век назвали веком интеграции психиатрии и медицины. Всемирная организация здравоохранения объявила этот год «Годом охраны психического здоровья».
В нашей республике пока все эти идеи в зачаточном состоянии. Средств на то, чтобы решать вопрос приближения этой науки к общей медицине, то есть к обычным поликлиникам, нет. В государственном бюджете нет средств на содержание в штате местных больниц психиатров. А частные психологи и психотерапевты занимаются своим бизнесом, и их услуги далеко не всем по карману.
Между тем, по статистике, почти каждый шестой, обращающийся к кардиологу, гастроэнтерологу и другим специалистам, страдает психическими расстройствами. Но врачи продолжают лечить следствие, а не причину. Даже если они распознают истинный диагноз и дают направление в психиатрическую больницу, пациент, как правило, не идет туда. Да и кому захочется синдром хронической усталости лечить рядом с теми больными из «острых» палат, у которых шизофрения или буйное помешательство. Специальных помещений для «нормальных» больных нет. Большинство так и продолжают жить с загнанным вовнутрь стрессом. Те, кто имеет средства, обращаются к частным психиатрам. Тут выбор богатый, достаточно открыть любую рекламную газету, чего пока не скажешь о качестве.
За рубежом, чтобы стать психотерапевтом или психоаналитиком, надо учиться восемь лет, потом пройти семьсот часов личной психотерапии, чтобы не проецировать свои проблемы на пациентов, затем пройти многомесячную практику под наблюдением опытных врачей. Там всерьез относятся только к тем врачам, кому за тридцать.
СХУ — болезнь бизнесмена
В западных странах для большинства граждан посещения личного психолога — такая же необходимость, как визиты к стоматологу для санации. Чтобы не доводить недомогание до критического состояния, чтобы на корню решить проблемы взаимоотношений с близкими или коллегами, чтобы сделать успешней свой бизнес, чтобы, наконец, легче пережить потерю родного человека, люди идут к специалистам. Консультации психотерапевта помогают понять причины головных и сердечных болей, вовремя пересмотреть свое отношение к семье или работе, отказаться от вредных привычек.
В странах СНГ, в том числе и в Казахстане, новые социально-экономические условия привели к росту психических заболеваний. Это не только чаще обостряющаяся от тягот жизни шизофрения, или другие заболевания. Это и появившийся несколько лет назад так называемый синдром менеджера, вызываемый тем изматывающим образом жизни, который ведут, как правило, деловые люди. Они — флагманы даже в семье, где не могут пожаловаться и расслабиться. Пагубность такого поведения, считают психологи, в том, что человек живет далекой перспективой, идет к цели, которая будет достигнута не скоро, не получая эмоционального удовлетворения «здесь и сейчас». Эти люди неправильно питаются, почти не отдыхают, даже мысленно не отключаются от работы, что приводит к тяжелым депрессиям.
Правда, некоторые ученые склонны видеть другую причину синдрома хронической усталости. Эта болезнь, утверждают они, не менее опасна, чем рак, поскольку имеет с ним одну природу — имунную недостаточность. Так считают иммунологи. Вирусологи уверены, что СХУ вызван распространением вируса Эпштейна-Барра. Так или иначе, чтобы поставить такой диагноз, нужно обширное обследование у нескольких специалистов и масса биохимических анализов. Тем не менее, частные врачи обходятся без таких «излишеств», и лечат СХУ различными препаратами. Пациенты, имеющие средства лечиться за рубежом, едут куда-нибудь в Швецию, где за сорок тысяч долларов уставший организм и душу продиагностируют и вылечат всеми известными методами.
Согласно статистике, больше подвержены синдрому женщины — до семидесяти процентов от всех больных. Опасность болезни в том, что если ее не лечить, развивается так называемая ипохондрия — фокусирование на собственных болезненных ощущениях. У человека меняются отношения с близкими и сослуживцами, можно потерять семью и работу, бывает, что больной становится инвалидом.
В идеале в крупных городах необходимы специальные клиники, лучше в лесных или парковых массивах, с залами для психотерапевтических занятий. Казахстанские врачи ждут, когда на это найдется финансирование. Вряд ли у государства. Скорее — у тех самых бизнесменов, которые приобрели синдром, зарабатывая большие деньги.
Анализируй это
И все же государство могло бы найти средства для хотя бы диагностики таких болезней. К примеру, можно было бы обучить участковых терапевтов или семейных докторов применению специальной шкалы, по которой можно определить, есть ли у пациента стрессовые и тревожные расстройства, неврозы.
Знание врача о так называемой «спирали Фишера» тоже помогает при распозновании этих заболеваний. Это методика — результат многочисленных исследований ученого, в ходе которых он выяснил, что за два-три года до инфаркта миокарда у больных был пик стрессовых ситуаций. За год до инфаркта появлялись «первые ласточки» в виде головных болей, бессоницы, недомоганий, а за два-три месяца случался второй пик стрессовых ситуаций. Видимо, прав был известный терапевт Мясников, который говорил, что лучше выпить ведро валидола, чем допустить маленький сердечный приступ.
Казахстанские ученые также пришли к выводу, что при нервных заболеваниях, стрессах и хронической усталости нельзя просто сказать человеку: «Возьми себя в руки». Нужны фармакологические препараты, которые, конечно, должен порекомендовать врач.
У многих, правда, до сих пор есть предубеждение против психотропных препаратов. Дело в том, что их первое поколение имело серьезные недостатки. Те лекарства вызывали побочные явления — сонливость, вялость, снижение скорости реакции, и самое главное — привыкание, зависимость. В последние десятилетия появились препараты, лишенные всех этих дефектов. Но полный успех приносит сочетание психотерапии с лекарственной и социальной терапией.
Несмотря на то, что пока у нас психиатрия «страшно далека» от общей медицины, некоторый прогресс все же намечается. Во-первых, о необходимости лечения одновременно души и тела уже стали говорить. Во-вторых, развивается рынок, на котором появляются сильные специалисты, прошедшие обучение и практику в более продвинутых в этом отношении странах. И, наконец, идет активное общение врачей и ученых, взаимообогащение и обмен методиками и технологиями. В октябре этого года в Алматы пройдет международный фестиваль мастеров психотерапии и психологии, на который съедутся звезды науки. Организаторы фестиваля имеют здоровые амбиции и желание сделать южную столицу республики местом встреч представителей психиатрической науки и практики стран ближнего и дальнего зарубежья.