Авиатрисса Тамара - Караван
  • $ 513
  • 541.16
-4 °C
Алматы
2024 Год
29 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Авиатрисса Тамара

Авиатрисса Тамара

"Всякому великому делу предшествует большая мечта", - так считал Жюль Верн.

  • 17 Марта 2005
  • 3241
Фото - Caravan.kz

Слово «авиатрисса» появилось в русском языке еще в 18 веке, как производное от слова «авиатор».
Созданный в Москве «Всемирный клуб авиатрисс» в этом марте отмечает свое 13-летие, и именно его Почетным членом является героиня нашей истории. Ее имя известно всему «летающему миру» и овеяно легендами
Автору посчастливилось быть лично знакомой со знаменитостью, и даже есть пищу, приготовленную ее «золотыми руками».
Рождение мечты
… Блокадный Ленинград подвергался бомбежкам днем и ночью. Для отражения натиска вражеских бомбардировщиков в небе над Невой «разместили» толстые (надувные) аэростаты заграждения ПВО. Летать с бомбами стало практически невозможно. Кроме того, освещаемое прожекторами небо высвечивало эти «дирижабли» невероятно фантастично, рождая тысячи разных мыслей в детских головках юных ленинградцев!
Неудивительно, что в послевоенное время молодежь рванула к партам, а затем и летным полям аэроклуба, чтобы связать свою жизнь с небом. Где-то в глубине сознания, сотни тысяч питерских мальчишек и девчонок хотели «дать сдачи» тем, кто бомбил их родные дома, куда уже нельзя было вернуться после бомбоубежища, и где навсегда осталась под разрушенной крышей чья — то любимая кукла и мешочек с «запасными» сухарями…И небо с «висящими» аэростатами над великой серой, вечной, с утонувшими бомбами и минами на дне Невой — осталось в памяти навсегда.
Коммунальный дом, где жила семья Томы, стоял на окраине Ленинграда, в Ржевке, через которую и проходила во время блокады «Дорога жизни».
Это был очень старый добротный дом, который на самом деле был когда-то самой настоящей царской конюшней. Видимо строители той эпохи делали все на совесть, и этот древний толстостенный дом, из добротного крепкого камня и кирпича, надежный, как крепость, уцелел даже после жутких бомбежек вражеской авиации!
После снятия блокады Ленинград медленно, но оживал.
Город был практически завален рухнувшими домами, битым стеклом, мусором. Нужно было наводить в нем порядок, и каждый ленинградец, от мала до велика, это понимал, каждый, кто мог держать в руке хоть игрушечный совок, вносил свой вклад в общий, городской порядок.
Так и маленькая девочка Тома, теперь уже не боясь бомбежек, но все же посматривая (по привычке) в небо, где уже не было аэростатов, а только облака в синеве, — отложив свою любимую куклу, копала землю лопатой, на большом огороде, где на ухоженных грядках возле дома они с мамой и прежде выращивали редис и картошку, ягоды и цветы. И хоть Тома и была коренной ленинградкой, но детство у нее не было «сахарным», — она была «пахарем» в этой жизни с младых ногтей, с трех лет!
Готов к труду и обороне
Учеба в школе — тренировка для мозгов и характеров. А что делали юные граждане после школы? Каждый день бегали по стадионам, развивая себя физически, что вполне соответствовало Уставу ЛКСМ.
Интенсивные тренировки, занятия атлетикой: не только для того, чтобы получить значки «ГТО», а чтобы новое поколение, как и положено, росло здоровым, сильным и телом, и духом.
Отличный образ жизни. А еще можно записаться и в аэроклуб, куда берут с 14 лет! Тамара Павленко занималась и коньками, и лыжами, и волейболом, в общем, была физически развита для занятий в аэроклубе и полетов на планерах!
Деревянные крылья
Чтобы летать, нужно было добираться с пересадками на трамваях и электричках до летного поля. А там планеров не так много, а желающих летать, наоборот, очередь. Вот и ждешь, пока твоя подойдет! Деревянные крылья простейшего планера тех лет, «Бро-9» -любимое воспоминание детства. Отбуксируют, подлетишь на высоту хоть 100, 200 метров, полетаешь хотя бы 10 минут, — и то, какое счастье! С такой высоты уже виден Финский залив. Все это может понять только тот, кто «рассекал» небо деревянным крылом!
Приземлишься, выйдешь из планера, уступая кабину и крылья следующему пилоту, и снова стоишь, следишь за его полетом, и — ждешь своей очереди, и так — от рассвета до заката. Какое счастье, что в городе на Неве — белые ночи.
Сначала — учиться, а после — жениться
Каждый из нас имеет свободу выбора. Кто-то тратит себя на дискотеках. Кто-то бегом — замуж. Однако есть такие, кто хочет учиться и в институте, и в аэроклубе летать, и чемпионом стать.
Тамара Павленко после школы поступила в технологический институт, затем работала в химкомбинате, но занятий в аэроклубе не прекращала. Более того, поняла, что хочет иметь еще одно образование — специальное авиационное.
Так она оказалась в приемной комиссии Калужской летной школы летчиков -инструкторов ДОСААФ.
С первой же попытки прошла по конкурсу, поступила. Отучившись, была направлена в аэроклуб города Горький, на практику.
Личная жизнь после окончания двух вузов — института и летной инструкторской школы, — тоже стабилизировалась. Ее муж, летчик Павленко, родом из Алма-Аты. Тамара с мужем едут в солнечную столицу Казахстана, где после серого, пасмурного Ленинграда сады города яблок напоминают райское место. Тамара остается в Алма-Ате, где очень успешно продолжается ее работа пилота-инструктора в алма-атинском аэроклубе ДОСААФ, где она становится командиром планерного звена.
За годы работы в ДОСААФ она успела научить сотни девушек и юношей искусству полета. Она прививала им терпение, трудолюбие, волю к победе, упорство, это происходило каждую минуту учебного полета, и потом, после, в процессе «разбора полетов», и так — день за днем.
Среди ее учениц — алматинская девушка Галина Тимонина, ставшая затем в 1974г. чемпионкой СССР по самолетному спорту, так же, как Тамара, пересевшая позднее на самолеты.
Темные крылья беды
Ее муж летает в Гражданской авиации, затем — в Полярной авиации (по договору), на самолетах «Ли-2», на вертолетах «Ми-4», «Ми-1», «Ми-2». Он летает в Арктике, на Чукотке, где совершенно иные погодные условия. Их дочери нет еще и двух лет, как папа погибает в авиакатастрофе на вертолете «Ми-2″…
Тамара неохотно говорит об этом, буквально в двух словах, — время не притупляет такую боль. Ведь ей, красавице-летчице высокого роста, с параметрами супермодели и так было не просто сделать в свое время выбор. Жизнь строилась на «отлично». Но катастрофа «Ми-2», гибель мужа — все это внесло коррективы. Беда черным крылом лишила ее жизнь радостных ярких красок. Однако несгибаемая Тамара решает … перейти, как и ее муж, — в Гражданскую авиацию!
Итак, она переходит из ДОСААФа в Аэрофлот. Осваивает новый тип самолетов, «Як-12», сдает по нему все зачеты и экзамены и получает «допуск» к полетам на этом типе.
Далее она летает на самолетах «Ан-2», «Ил-200» («Морава»), «Ан-24». А еще хочет пересесть на более сложный в ту пору, «крутой», «навороченный», усовершенствованный «Ил-18»!
В СССР тогда было всего две дамы-командира «Ил-18».
В авиации жесткие нормы и допуски. Ее решили не пускать. Но она упорно добивается: вначале — летает в качестве второго пилота, затем командиром «Ил-18»!
Надо сказать, что этот лайнер был сложным, и даже не каждый летчик-мужчина мог летать так классно, как летала Тамара Павленко.
Она делала дальние сложные рейсы «Алма-Ата — Ленинград», «Алма-Ата — Симферополь», «Алма-Ата — Киев», и так далее.
Во всем Советском Союзе была еще лишь одна женщина — командир «Ил-18», — Ираида Вертипрахова, с которой позднее и свела судьба Тамару.
Ночной рейс на Москву
…Ночной полет — привычное дело. Аспидно-черное небо усыпано бриллиантами звезд. Ниже, в просветах меж облаков, кое-где огни больших городов. Самолет — на автопилоте. Все — в полном порядке. Пассажиры спят.
Экипаж «Ил-18» наслаждается ощущениями полета. В кресле — высокая кудрявая синеглазая красавица. На форме — нашивки командира.
«Ил-18» взял курс не на Москву. Казалось бы, обычный ночной рейс. Но для Тамары было загадкой: зачем это вдруг заместитель министра Гражданской авиации СССР вызвал ее с документами к себе — телеграммой?
Что такое? Работает Тамара Павленко безупречно, прицепиться не к чему, хотя всегда пытаются найти ошибки в работе летчика-женщины, любая комиссия, любое «залетное» начальство. Но она летает безупречно.
… Златоглавая Москва встретила сюрпризом. Собеседование в Министерстве ГА СССР. Оказалось, что вызвали не одну только Тамару Павленко. В СССР была еще одна женщина-командир «Ил-18» — Ираида Вертипрахова, а на «Як-40» две: Галина Смагина из Душанбе и Евгения Мартова — из «Быково».
К тому времени у Евгении Мартовой уже был установлен рекорд мира среди женщин на самолете «Е-76» (первоначальное название «МиГ-21»), в 1967 году: скорость = 2128,7 километра в час на замкнутом маршруте длиной 100 км! Этот сумасшедший рекорд долго не могли «перекрыть» даже мужчины.
Жесткая задача
Итак, задача предельно ясна: сборный женский экипаж СССР будет готовиться к мировому (!) рекорду на самолете «Ил-62 М». Но ведь никто из них не летал даже вторым пилотом на нем!
Однако получен приказ: «Прибыть всем 18 июля во «Внуково». Приступить к изучению «Ил-62М» по сокращенной, точнее, ускоренной программе» (вместо трех месяцев — один).
Разве кто-то может отказаться или струсить?! Нет, это были очень отважные девчонки и трудяги в полном смысле этого слова! И они приступили к ответственному делу со всем прилежанием и трудолюбием. Теория по полному курсу, затем сдача зачетов — во Внуково. Затем экзамены. Позже — полеты на «Ил-62М» — уже в Шереметьево.
К каждой летчице прикрепили своего инструктора — опытного аса. Тамаре Павленко достался в учителя — летчик-испытатель 1-го класса Виктор Васильевич Козлов.
Женскому экипажу предстояло изучить «Ил-62М» во всех режимах полета, без исключения, а также отработать действия экипажа в чрезвычайных обстоятельствах.
От винта!
Известно, что 18 июня 1975 года на «Ил-62М» уже был совершен «мужской авиабросок» в США. Но одно дело — мужчины. А.Витковский, Ю.Зеленков (и экипаж) совершили беспосадочный перелет Москва — Северный Полюс — Сиэтл (США) всего на 9480 километров (по тому маршруту В.Чкалова, Г.Байдукова, А.Белякова). Самолет «Ил-62М» тогда показал себя прекрасно.
Однако перед женским экипажем задачи были поставлены посложнее.
Надо сказать, что женские экипажи СССР уже имели в послужном списке блестящие мировые победы. Но когда это было?
В 1938 году экипаж В.Гризодубова — П.Осипенко — М.Раскова установил несколько женских мировых рекордов по дальности, за что летчицы получили честно заслуженные звания Героев Советского Союза. А в таблице мировых рекордов всегда … «продолжение следует»!
И оно последовало.
16. 09. 1977 года первый в мире женский экипаж «Ил-62М» — (самолет длиной 53,12 метра и размахом крыльев 42,5 метра) — командир Ираида Вертипрахова, вторые пилоты Тамара Павленко и Евгения Мартова, штурман Галина Козырь, бортинженер Галина Смагина, бортрадист Нина Костыркина — с первой же попытки установили мировой рекорд.
Итак, 16 сентября они прошли по замкнутому маршруту Москва — Симферополь — Москва, равностороннему треугольнику с периметром в 5000 километров. Экипаж установил сразу два мировых рекорда для машин подобного типа — скорости и дальности!
5019 километров их самолет пролетел за 5 часов 16 минут со средней скоростью 971 километр в час. Был превышен официальный мировой рекорд скорости, установленный мужским американским (!) экипажем на самолете «Боинг» (В-52).
Через несколько дней, после «разбора полетов», новых указаний, инструкций и отдыха, экипаж Вертипраховой снова поднял в небо свой везучий «ИЛ-62М». Результатом следующего полета стало очередное достижение — 10388 километров — на замкнутом маршруте — новый, свеженький рекорд дальности на «Ил-62М». Наконец, наступило 22 октября 1977 года. В присутствии спортивных комиссаров ФАИ самолет «Ил-62М», бортовой номер № 36454, оторвался от «бетонки» взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Софии. Далее, через минскую воздушную зону путь лежал в холодное Заполярье. Итак, Нарьян-Мар — Амдерма — полуостров Таймыр — Тикси — Верхоянск — Петропавловск-Камчатский.
За 13 часов 01 минуту «Ил-62М» пролетел 10 036, 669 километра.
Прежний рекорд дальности полетов по прямой в классе самолетов с реактивными двигателями (3661 километр), принадлежавший знаменитой американской летчице — асу — талантливой Жаклин Кокран, имеющей «привычку» устанавливать мировые рекорды, — перекрыт почти … троекратно!
Итак, 5 свеженьких мировых рекордов. Звездные часы жизни!
… В солнечной Софии их провожал (с наставлениями) в путь дважды Герой Советского Союза, легендарный ас, заслуженный летчик-испытатель Владимир Коккинаки (один из асов — братьев Коккинаки), обладатель 14 мировых рекордов, участник в 1939 году самого первого трансатлантического перелета «Москва — остров Мискоу» (Канада).
Мало кто знает, что Владимир Коккинаки был в свое время награжден ожерельем «Роза ветров» с бриллиантами, за свои достижения в авиации. У него, кстати, в его списке летчика-испытателя был и «Ил-62″…
… По прибытии из Софии (уже на Дальнем Востоке) они достали из багажа цветы и вино, которое им доставили еще в Болгарии, в подарок от самого Тодора Живкова. Было что праздновать! Позднее экипаж навестил-таки полковника в отставке, Героя Советского Союза, Валентину Гризодубову в Москве, — ту, что была участницей предыдущих рекордов.
За плечами нашей землячки, аса Тамары Павленко — 27 лет работы в качестве пилота (это, не считая аэроклуба), за ее крыльями около 1000 часов налета только на планерах и плюс еще около 14 000 часов — на самолетах!
Разумеется, после перелета она «водила» и «ИЛ-62М» в Алма-Ате, возможно, вы даже летали на ее борту. Она сажала самолет так, что не сразу можно было догадаться, что вы уже прилетели — мягко, плавно, женственно, без грубых толчков, а главное, — надежно!
Клуб влюбленных в небо
Тамара Григорьевна Павленко, бывая в Москве, посещает и клуб «Авиатрисса», членами которого являются на сегодняшний день не только авиатриссы СНГ, но и их коллеги практически со всех континентов.
Всех объединяет серьезное отношение к небу, им есть чем делиться, есть что вспомнить. Девизом клуба является волшебная фраза: «Мир и дружба!». В этом марте клубу — 13 лет.
Среди членов клуба есть и такие пилоты :
— Герой Советского Союза — Н.В.Попова (г. Москва), участница ВОВ, из полка «ночных ведьм», 852 боевых вылета,
— Летчик морской авиации З.Н.Постникова (г. Москва), участница ВОВ,
— Военный летчик — испытатель 1-го класса, полковник М.Л. Попович (Звездный городок), имеет 101 рекорд мира, кандидат технических наук, автор книг,
— А.В. Стрельникова, член команды М.Л.Попович, имеет 71 мировой рекорд, кроме того, на «Мрии» за один полет установлено 124 рекорда! (всего 300), альпинистка, участник полета вокруг Земли в составе экипажа НИИ ВВС на самолете «Руслан»,
— Сью Нели, летчик-любитель (США), командир кругосветного перелета 1992г.,
— Вера Хилман, линейный пилот (США), второй пилот кругосветного перелета 1992г., взяла на воспитание трех российских детей,
— Линда Райт, линейный пилот «Боинг-737», командир самолета (США), общий налет 13000 часов,
— Люси Янг, пилот-истребитель палубной авиации (США), участница военной операции «Буря в пустыне», в настоящее время командир самолета «Боинг-727» гражданской авиации,
— Никки Митчелл, пилот-любитель (США), инициатор кругосветного перелета, который и был выполнен на самолете, являющемся ее собственностью. Изучает историю российской авиации, пишет сценарии.
— Халидэ Макагонова летчик-инструктор (г. Москва), абсолютная чемпионка по высшему пилотажу — мира и Европы. Участница полетов на авиашоу в США, Германии, Швеции, ОАЭ, Англии, Тушино, участвовала в качестве второго пилота в перелете 1998 года, посвященном 60-летнему юбилею перелета экипажа В.С.Гризодубовой.
Это далеко не все имена членов авиационного клуба. Мне кажется, что женщины должны иметь равные права с мужчинами при поступлении в военные летные училища. А аэроклубы должны поддерживатьсяна государственном уровне.
Например, в Российской Федерации вместо упраздненного ДОСААФ все же работает РОСТО (Российское оборонно-спортивное техническое общество), имеющее некоторые льготы, права на скидки при приобретении запчастей для самолетов.
Кто-то должен собрать опыт «асов» в копилку, чтобы можно было передать эту ценность следующему поколению.
Казахстанские крылья
Стране нужны классные пилоты, замечательные авиаторы, ведь те огромные расстояния, на которые простирается наша территория, нуждаются именно в авиационной технике, за ней — будущее.
Возможно, не все видят эти перспективы, но, тем не менее, они есть. Нам нужны хорошие летные школы, самолеты, аэродромы, оснащенные по последнему слову техники. Аэродромы необходимо развивать, всячески поддерживая прогресс.
Средств для развития авиации жалеть нельзя. Мы не можем отставать от таких маленьких стран, как Израиль, территория которого — как одна Талдыкорганская область, а земли его — в основном, пустыня, с апельсиновыми рощами близ Яффы.
Нам впору создать и свой филиал клуба «Авиатрисса», ведь у нас столько своих женщин-летчиц, планеристок, парашютисток, стюардесс, многие из которых не только бортпроводницы, но и пилоты -чемпионки СССР, судьи всесоюзной категории.
Молодежи нужно заниматься романтическими, но практичными видами спорта, — авиация для этого подходит как нельзя лучше…
Не случайно и Флаг наш — небесно-синего цвета, с золотыми крыльями!

На снимке: пилот Тамара Павленко (слева) и знаменитый летчик-испытатель Владимир Коккинаки