ТЭК и политические перемены - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ТЭК и политические перемены

ТЭК и политические перемены

Национальная стратегия развития топливно-энергетического комплекса той или иной страны в условиях повышенного спроса на энергоресурсы в мире, как известно, формируется с учетом не только экономических, но и политических обстоятельств.

  • 25 Февраля 2005
  • 966
Фото - Caravan.kz

Смена руководства на Украине наглядно продемонстрировала существование данной зависимости и стала одной из главных неэкономических причин заметной корректировки энергетической политики республики.
В минувшую неделю правительство приняло постановление о запрете реэкспорта нефти, поставляемой на ее территорию российскими компаниями.
Введение данной меры, которую часть специалистов успела охарактеризовать как запоздалую, а потому — популистскую, правительственные чиновники обосновывают необходимостью пресечения использования некоторыми поставщиками схемы, позволяющей ввозить нефть по нулевой ставке НДС, производить процедуру таможенного оформления «в трубе», а затем реэкспортировать ее, но уже с возмещением налога на добавленную стоимость.
Указанная выше схема предполагала договоренность поставщиков с оффшорными заказчиками о покупке сырья для Украины. После поступления нефти на территорию республики, контракт аннулировался, а российские компании передоговаривались уже с Транснефтью по дальнейшей перекачке углеводородов в Европу.
Впрочем, реэкспортная проблема во многом стала неактуальной после пуска в прошлом году Балтийской трубопроводной системы, давшей дополнительные возможности для российских производителей транспортировать нефть на европейские рынки. Поэтому стремление нового кабмина строго отделить выгодный для страны транзит от вредного реэкспорта в настоящее время выглядит больше как PR-акция, хотя ее будущие последствия, как раз таки, могут негативно повлиять на объемы «законной» транспортировки сырья из России.
Другим немаловажным обстоятельством, в определенной мере сковывающим развитие российского нефтебизнеса в стране, стало правительственное предложение по ужесточению тарифной политики в сфере трубопроводного транзита.
В настоящее время ТНК-ВР, отправляющая в реверсном режиме свою нефть по нефтепроводу «Одесса — Броды», пытается уговорить украинские власти понизить тарифы на перевалку через терминал «Южный» и не повышать сборы за транзит по системам украинских нефтепроводов (Украина рассчитывает прокачать в этом году по трубе до 7 млн. тонн российской нефти против 1,1 млн. тонн в 2004-ом, и получить годовой доход в размере $71,75 млн.).
По проекту госбюджета на этот год (новый вариант кабинет Юлии Тимошенко направит в парламент в марте) предусмотрено существенное повышение ренты на транспортировку нефти. С точки зрения менеджеров ТНК — ВР, это негативно отразится на тарифе нефтепрокачки, которая сегодня обходится СП в $14, и это притом, что с конца 2004 года поднялись в два раза — до $2,4 за тонну тарифы на перевалку в «Южном».
В начале недели представители компании встречались с министром топлива и энергетики Украины Иваном Плачковым. На переговорах руководство СП подчеркнуло, что в виду изменения тарифного режима в республике, увеличение объемов реверсной транспортировки нефти по «Одесса — Броды» «может быть осложнено»: «в прошлом году были изменены тарифы на перевалку на терминале Южный, а в этом году речь идет об изменении платы за транзит — в украинский бюджет уже внесены более высокие поступления от ренты за использование нефтепроводов».
В данной связи, было предложено рассмотреть «вопросы повышения экономической привлекательности реверсного маршрута «Мозырь — Броды — морской нефтетерминал «Южный»». Для начала ТНК-ВР рекомендовала снизить сборы за перевалку в «Южном» до уровня Одесского морпорта, что позволило бы «привлечь дополнительные объемы нефти для транспортировки по системе «Одесса-Броды»».
Вероятно, для того чтобы переговоры приобрели конструктивный характер, представители компании сочли необходимым сообщить министру о намерении повысить качество переработки нефти на Лисичанском НПЗ.
Для этого летом текущего года на заводе должна быть введена в строй установка изомеризации, что позволит значительно увеличить глубину переработки сырья. Этой положительной новости руководителям ТНК-ВР, видимо, показалось недостаточно для того чтобы расположить к себе новые украинские власти: вполне неожиданно исполнительный директор ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Герман Хан от лица совместного предприятия выразил принципиальное согласие принять участие в проекте достройки «Одесса — Броды» до польского Плоцка, а позднее и до Гданьска.
Как бы то ни было, переговоры не принесли конкретных результатов.
Несмотря на то, что на прошлой неделе вновь назначенный министр топлива и энергетики положительно отозвался о работе нефтепровода в реверсном режиме, тем не менее, решение по дальнейшей эксплуатации системы будет принято правительством после детального анализа экономики проекта в марте, причем многие предполагают, что какого-то значительного послабления в области тарифного режима ожидать не стоит.
Сложность проблемы обусловлена позицией высшего руководства республики. Уже с самого начала своей президентской деятельности Виктор Ющенко, продвигая идею о необходимости осуществления курса на евроинтеграцию, предлагал в этой связи максимально и срочно использовать транзитный потенциал страны с целью транспортировки энергоресурсов в Европу.
С конца января украинский президент неоднократно высказывался в пользу прямого использования «Одесса — Броды», особо подчеркивая политическую и экономическую значимость трубопровода.
Будучи с визитом в Москве, В. Ющенко, в частности, сказал, что это «один из уникальных проектов, который был сделан за последние годы», при этом он отметил временный характер реверсной эксплуатации нефтепровода, которая пока «отвечает интересам Украины», однако «если завтра интересы изменятся, и появится приглашение к реализации первоначального проекта, мы будем его использовать в этом первоначальном назначении».
Похоже, ретроспективные сомнения, одолевавшие Леонида Кучму по поводу экономической целесообразности существования трубы, не получившей в свое время серьезных гарантий по заполнению нефтью, В. Ющенко не беспокоят вовсе: в Кракове, например, президент назвал О-Б «одним из самых удачных энергетических проектов Украины за последние 14 лет».
Во вторник в Брюсселе на заседании комиссии Украина-НАТО В. Ющенко заявил, что «интеграция в европейские и евроатлантические структуры отныне будет определять стратегию и тактику украинской политики».
А в среду, встречаясь с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, он не преминул затронуть и тему украинского нефтяного транзита. На брифинге после переговоров украинский лидер, традиционно назвав упомянутый трубопровод одним «из оригинальных энергетических проектов, который должен органично включиться в концепцию энергетического рынка», проинформировал о своем предложении ускорить деятельность заинтересованных сторон по его достройке, что положительно скажется на партнерских связях с европейцами, а также «позволит Украине осваивать новые поставки топлива и говорить о безопасности поставок».
«Если говорить о сотрудничестве с ЕС и отраслевых проектах, — пояснил президент, — мы внесли предложение сформировать рабочую группу, чтобы активизировать этот проект».
За прошедшие несколько недель украинские власти достаточно часто обращались к проблематике «правильного» использования «Одесса — Броды»: ее обсуждали на разных уровнях, однако общая установка соответствовала президентской линии. С другой стороны, по признанию самих украинцев, сегодня одних лозунгов становится недостаточно, и определяющий вопрос о заполнении трубы нефтью пока остается самым уязвимым местом проекта.
Недавно вице-премьер по вопросам евроинтеграции Олег Рыбачук, сообщив о готовящихся 15-16 марта в Лондоне конференции по привлечениям инвестиций на Украину и переговорах с президентом ЕБРР по финансированию достройки нефтепровода, отметил: «нам нужно соединить три составляющие: мы имеем покупателя — это Европа, нужно достроить нефтепровод до Плоцка и присоединить еще производителя. Когда будут соединены эти три составляющие, тогда проект просто становится непобедимым». Как поделился вице-премьер: «вопрос только в одном — в производителе, то ли это будут арабские страны, то ли Казахстан, то ли Россия. В Европу кратчайший путь поставки нефти — через Украину».
Сложно сказать, насколько выгодным покажется украинский транзит ближневосточным производителям. Что касается российских компаний, то наиболее вероятным поставщиком в ближайшем будущем будет оставаться, очевидно, ТНК-ВР, доставляющая Urals для прокачки в направлении Одессы: по убеждению многих специалистов, ужесточение тарифной политики правительства республики вряд ли отпугнет российско-британское СП.
Казахстанская же сторона (власти, национальные и иностранные добывающие структуры) продолжает придерживаться выжидательной позиции. Скорее всего, в полноценных объемах нефть из Казахстана украинскому трубопроводу может быть предложена лишь к 2008 году (об этом, к примеру, говорил осенью посол РК в Украине Амангельды Жумабаев), возможно, после начала промышленного освоения Кашагана.