Третья попытка внедрения ISO - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Третья попытка внедрения ISO

Третья попытка внедрения ISO

Правительство предпринимает очередную попытку стимулировать отечественных производителей внедрять международную систему стандартов качества ISO.

  • 12 Июля 2004
  • 1080
Фото - Caravan.kz

Речь идет о кредитовании предприятий, которые выразят желание проходить соответствующую сертификацию. По этому поводу в алматинском акимате прошел круглый стол, посвященный данной тематике. На встречу собрались сами отраслевики, представитель «Фонда развития малого предпринимательства» и консультанты по ISO.
6 февраля этого года кабинет министров издает постановление, где говорится о реализации плана работ по ускоренному переходу казахстанских предприятий на международные стандарты ISO серий 9000 и 14000 на 2004-2005 годы. Правительство пытается стимулировать внедрение данной системы уже при помощи льготного кредитования.
В настоящее время АО «Фонд развития малого предпринимательства» предоставляет возможность льготного кредитования под 10­12% годовых. Данная программа предназначена для предприятий, выпускающих качественную и конкурентоспособную продукцию, будь то товары или услуги.
Однако отечественные производители уже успели сказать свое слово — дорого. Даже представители консультационных компаний выразили предположение о том, что это слишком высокий процент. А данная кампания не вызовет особого всплеска. Для того чтобы реально популяризировать систему менеджмента качества, необходимо было бы выдавать беспроцентные кредитные ресурсы. К примеру, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) не только не взимает процентных ставок, но даже погашает 50% займа.
Хотя о зарубежной системе менеджмента качества ISO говорят долго, много и с пафосом, статистика показывает, что данные стандарты распространены в Казахстане очень и очень слабо.
Точно никто подсчитать не может. Утверждают, что примерно прошли сертификацию по ISO примерно 150 предприятий. Для сравнения напомним, что в РК без малого действуют полмиллиона различных предприятий. Следовательно, эти 150 просто теряются на общем фоне.
Нужно сказать, что правительство не только при помощи этого пытается стимулировать внедрение. Всем, кто прошел соответствующую сертификацию, предлагается послабление в налогах и на тендерах. И все равно система буксует.
Отраслевики считают, что система тендеров «погрязла в коррупции», поэтому продвигать международную систему качества крайне затруднительно. Тендерное законодательство обязывает делать ставку «на самую низкую цену». Условия, которые оговаривают уровень качества, вообще затерялись где-то глубоко в нормативах, да так, что про них никто и не вспоминает. Следовательно, тендерная процедура является обманным стимулом. Про налоговые послабления также никто и слыхом не слыхивал, хотя налоговое законодательство вроде бы тоже сулит скидки.
Во-вторых, как отмечают представители компаний, которые проводят сертификацию, ISO не очень известна среди отечественных производителей. В-третьих, внедрение данной системы может стоить «не очень дешево», и, следовательно, без особой надобности тратиться «на это дело» не очень хотелось бы, к тому же, если этого не требуют партнеры, заказчики, и что самое главное, контрольно-надзорные органы.
Систему менеджмента качества, как правило, внедряют предприятия, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, работают с иностранными партнерами.
По мнению некоторых производителей, повальное внедрение менеджмента качества не решит проблему повсеместного повышения качества на уровне республиканской экономики. Данную систему необходимо было бы рассматривать больше как методы обучения персонала. Отечественные отраслевики призывают контрольно-надзорные органы, в первую очередь, стимулировать внедрение ISO на экспортно­ориентированных предприятиях, и только во вторую очередь, сертифицировать компании, которые работают на местном рынке.
Как отмечают консультанты по ISO, сама по себе система контроля качества уже не так актуальна. Важными становятся отдельные аспекты. Коль скоро деятельность многих предприятий отражается на окружающей среде, необходимо контролировать его экологическую чистоту.
Как сказала Гульжан Турдалиева, президент республиканской Ассоциации качества, актуальность приобретают стандарты экологического менеджмента.
Понятно, что снизить вредность выбросов и отходов тех или иных предприятий до нуля не удастся, необходимо хотя бы уменьшить их или оптимизировать производства. Как утверждает Жанна Чиркова, сотрудник консультационной компании, в сфере экологического менеджмента, в первую голову необходимо перестроить стиль мышления руководителей сегодняшних предприятий, персонала компаний. Важно, чтобы люди выросли до понимания важности сохранения, поддержания чистоты в окружающей среде.
Думается, это есть самая трудная задача. Ведь, на «переделку» мышления и психологии могут уйти долгие годы, лета и зимы. А как показывает практика, без классических «кнута и пряника», человеческое мировоззрение изменить практически не возможно.
Как известно, внедрение какого-либо новшества на предприятии всегда стоит денег, порой не малых. Как минимум, необходимо вкладывать средства в переобучение персонала, в покупку новых технологий, оборудования и т.д.
Все это, естественно, ведет к удорожанию конечной продукции. А затем — в проблему удержания позиций на рынке. Как правило, принимать решение о таких колоссальных расходах должно заставить веское обоснование, какой-либо довлеющий фактор, например, та же конкуренция или ощутимая государственная поддержка.
Консультанты говорят, что одним из стимулов для внедрения системы экологического менеджмента является общественное мнение о высоком качестве конечной продукции, обязательства перед партнерами и т.д.
Представители консультационных организаций говорят, что любое предприятие создает и выбрасывает отходы в окружающую среду. Но это еще полбеды. Государство ничего не делает для того, чтобы предотвратить все это. То же самое Министерство по охране окружающей среды только налагает штрафы, санкции и прочее, однако пути решений при этом не предлагает никаких. В таких условиях становится понятным, что банальным штрафованием здесь не обойтись.
Следовательно, система штрафования оказывается не продуктивной. Данные штрафы и возможные взятки продлевают жизнь только самому министерству и его чиновникам. А своего названия, судя по состоянию окружающей среды, оно никак не оправдывает. Как шутят острословы, его можно было бы назвать министерством по штрафованию окружающей среды.
Консультанты утверждают, что все иностранные компании, которые работают в Казахстане, обладают сертификатом ISO. Однако, судя по тому, в каком бедственном состоянии с экологической точки зрения сегодня пребывает Каспий, данные стандарты тоже работаю малопродуктивно, либо иностранные инвесторы забывают использовать их у нас.

Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru