За 1995-2003 годы 714 489 сельских жителя Казахстана переехали в города. Из них 61,3% переселились в города своей области, а 38,7% — в города других областей.
В 2000-2003 годах высокий уровень миграции «село-город» по отношению к общей численности сельского населения наблюдался в Мангистауской (3,9%), Карагандинской (3,2%), Павлодарской (2,5%), Западно-Казахстанской (2,2%), Восточно-Казахстанской (1,8%) и Костанайской (1,7%) областях.
Наиболее высокая миграция из сел других областей за период с 2000 года по 2003 год наблюдается в Алматы и Астану. Менее привлекательными городами для переселения из других областей были Мангистау, Кызылорда, Караганда и Атырау.
В течение 2003 года из сельской местности Карагандинской области выбыли 6234 чел. (в 2001-2002 годах — 5039 чел.), прибыли — 1530 чел. За пределы Республики Казахстан выбыли 1701 чел., в том числе в страны дальнего зарубежья — 731.
Головокружение от успехов, или как нам обустроить село
Более года назад спикер Мажилиса Парламента Жармахан Туякбай высоко оценил начало реализации программ по развитию села и проведение первого Года поддержки аула. По его мнению, внимание государства к проблемам села, а так же выделение значительных средств — порядка 180 млрд. тенге на три года — окажут положительное влияние не только на решение конкретных задач, но и станут стимулом для сельских жителей.
2 сентября 2003 года между Правительством Республики и Исламским Банком Развития было подписано соглашение о займе в сумме 9,451 млн. долларов сроком на 27 лет для проекта сельского водоснабжения 94 сел Карагандинской области, где доселе не было централизованного водопровода. В середине мая этого года соглашение было ратифицировано Сенатом.
Из республиканского бюджета на поддержку сельхозпроизводителей Карагандинской области было выделено 1 млрд. 200 млн. тенге, из областного бюджета — 493 млн. тенге. За счет этих средств, как сообщил заместитель акима области Санат Тунгышбеков, в регионе восстановлена работа всех простаивавших молочных заводов, кроме того, создано три новых молочных завода и запущено производство сгущенного молока. Восстановлена работа птицефабрик.
Так же департамент сельского хозяйства Карагандинской области разработал план мероприятий «Шефская помощь», и весной прошлого года за каждым сельским округом было закреплено предприятие, которое обязывалось либо отремонтировать в подшефном районе аварийное здание, либо отстроить новое. Всего департамент рекомендовал 36 наименований шефских услуг.
В Карагандинской области 342 населенных пункта, где проживает 375,6 тыс. человек. Абайский, Осакаровский, Каркаралинский, Бухаржыраусий, Шетский, Нуринский, Улытауский, Жанааркинский и Актогайский районы поделили на 70 округов. Поучаствовать в программе изъявили желание всего 70 предприятий, тогда как в городе зарегистрировано 7082 юридических лица (всего же по области их более 35 тысяч, включая 10 тысяч достаточно крупных промышленных предприятий). В среднем каждый шеф выделил на помощь по полтора миллиона тенге, что позволило аулам обзавестись новостройками или отреставрированными банями, магазинами, парикмахерскими.
Так по информации акимата Октябрьского района, предприятия их района оказали селам поддержку на сумму 8 млн. 725 тысяч тенге и создали 43 рабочих места. Правда аким города Юрий Литвинов указал на то, что в районной программе поддержки села преобладают в основном ремонтные работы. Тогда как большинстве сел Улытауского, Актогайского и Бухаржырауского районах нет общественных бань. В этих районах предстоит построить 194 банно-прачечных заведения.
В минувшие выходные ТОО «Жарык» презентовал отстроенный молодежный центр, оборудованный кинотеатром. Впервые за много лет смогут посмотреть широкоформатный кинофильм, транслируемый посредством спутниковой связи, жители поселка Атасу Жанааркинского района. ТОО «Жарык» планирует открыть в аулах области 30 кинотеатров, вложив в этот проект 330 тыс. долларов.
Так же акиматом области была учреждена программа «Малая Родина» для привлечения внебюджетных средств, поучаствовать в которой может любое частное лицо. В этом году пока что откликнулось всего два человека — ректор Карагандинского института актуального образования «Болашак», доктор юридических наук Нурлан Дулатбеков поддержал земляков из Шетского района, пожертвовав 100 тысяч тенге. Секретарь Карагандинского областного маслихата Касимбек Медиев перечислил Осакаровскому району, где родился, свой месячный оклад.
По оценке акима области Камалтина Мухамеджанова, в программе развития аула эффективным является микрокредитование. Аким дал задание — до конца года выделить сельчанам товарных кредитов на сумму не менее 100 млн. тенге.
Статистика — дама серьезная
По состоянию на первое апреля 2004 года численность малообеспеченных в сельских районах составляет 7244 семьи (34673 человека). Из них 1708 человек закреплены за 393 предприятиями и организациями всех форм собственности, основную часть которых составляют бюджетные организации или крестьянские хозяйства.
По данным Карагандинского облстатуправления, в прошлом году в аулах области число родившихся составило 2079 человек, умерших — 2639 человек, из них детей до 1 года — 69 человек. Общий коэффициент рождаемости за 2003 год составил 8,31 на 1000 человек населения, смертности — 10,55.
Молодежь, что реально смогла бы поднять село, съехала, свой век доживают оставшиеся старики. Возможно, именно по этой причине руководство области сейчас всеми силами пытается «обновить кровь», обещая бесплатное жилье на селе и «подъемные» выпускникам вузов и колледжей. Правда очереди переехать в аул среди молодежи не наблюдается.
За прошлый год, согласно статистических данных, в аулах резко сократилось потребление продуктов питания. Нищенская потребительская корзина среднего казахстанца, состоящая из провианта и так не блещущего разнообразием, сократилась для жителей села на несколько пунктов. В деликатесы превратились овощи и фрукты.
Еще один любопытный факт статистического исследования — подавляющее число сельчан стали покупать мясо! Это в ауле-то, где каждая семья раньше держала скот. Зато потребление алкоголя жителями села резко увеличилось…
Что касается коммунальных услуг, то уровень обеспеченности электроэнергией зависит от состояния платежеспособности потребителей и составляет от 45% (Улытауский район) до 100% (Жанааркинский район). В населенных пунктах Бухаржырауского, Осакаровского и Нуринского районов обеспеченность электроэнергией составляет 85-90%, подача электроэнергии производится по графику с отключением на 3-6 часов. В населенные пункты Актогайского района подача электроэнергии осуществляется с перерывами в 6-8 часов. Вообще не обеспечены электроэнергией 27 аулов.
Из-за большого отсева абонентов и нецелесообразности содержания, было полностью закрыто 6 сельских АТС: в Бухаржырауском районе — 1, Осакаровском — 2, Каркаралинском — 2, Жанааркинском — 1. Из-за отсутствия электроэнергии законсервировано 37 сельских АТС.
Социально-экономическая ситуация в селе сегодня очень сложна: нет ни работы (численность безработных по состоянию на 1 апреля 2004 года составила 8892 человека), ни нормальных условий для жизни. Люди, у которых была возможность переехать жить в город, давно уже покинули села. Те же, у кого такой возможности нет, остались жить в тяжелых условиях. Многие аулы превратились для них в настоящую тюрьму: люди изолированы от мира, мало-мальски нормальных медицинских, образовательных и культурных услуг. Большинство сельчан не имеют доступа к транспортной сети для сообщения с другими поселениями. Нет у сельчан и возможности обеспечить детей приличным образованием.
Отсутствие работы с регулярно выплачиваемой зарплатой, а, следовательно, и недостаток средств к существованию заставили деревенских жителей покинуть насиженные места. Приток аульчан в город на ПМЖ продолжает нарастать. Если в 2000-2002 годах удельный вес мигрировавших из карагандинского региона сельчан составил 38,8%, то к концу прошлого года их стало уже 45,6%. Причем большинство их них подгадали свой приезд к началу нового учебного года, то есть в составе школьников оказалось почти 40% бывших сельчан, переехавших в город в 2003 году.
В самой Караганде имеют какую-либо работу всего 58% переехавших мужчин и 44,1% женщин. Естественно, тем, кто большую часть жизни занимался сельскохозяйственными работами, очень трудно найти работу в городе.
Переселенцы в основной своей массе покупают под жилье дешевые дома-развалюхи и квартиры без удобств на окраинах. Майкудук, Пришахтинск и Сортировку, куда горожане не суются, заселили в основном переселенцы, считая эти депрессивные районы — райскими уголками.
Ютится на небольшой площади по пять и более человек — сельские семьи многодетны. Так в собственных домах (это, конечно, громко сказано) проживают 45,6%, в собственных квартирах в многоэтажках — 22,5%. Ждут лучших времен, снимая жилье за плату или проживая у родственников на «птичьих» правах 31,8%. И все равно эти люди до смерти рады, что умудрились сбежать из села: почти 100% приехавших из села, согласно опросу Центра социальных исследований, городская жизнь нравится.
А вот «свежие» результаты социологического исследования актуальных проблем сельчан Карагандинского областного департамента внутренней политики, которое проводилось в апреле этого года.
Максимальное неудовлетворение респонденты высказали относительно коммунального сервиса, врачебной помощи и организации досуга. Больше всего жалоб на низкий уровень медицинского обслуживания было от жителей отдаленных районов — Актогайского, Нуринского и Шетского. Материально состоятельными — «Живем в достатке, почти ни в чем себе не отказываем», — признали себя 7,8% опрошенных сельчан. Около половины респондентов ответили: «Живем нормально, имеем все необходимое». 13,3% относят себя к малообеспеченным: «Не можем свести концы с концами, многим приходится поступиться». 5,8% опрошенных отметили, что находятся за чертой бедности: «Живем в нищете, отказываем себе в самом необходимом».
Основываясь на своих выводах, исследователи рекомендовали администрации районов «более тщательно анализировать состояние культурного, медицинского обслуживания, водоснабжения и принять надлежащие меры».
Аул собирает баул
В Карагандинской области в этом году упразднены 10 населенных пунктов, существующих юридически, но в которых не осталось ни одного человека. Речь идет об отдаленных аулах. На очереди еще один. Однако этот поселок находится всего в пятнадцати минутах езды от Караганды в Абайском районе.
Чуть больше двухсот жилых домов в Малой Сарани — все, что осталось от некогда огромного на пять тысяч дворов поселка. Водопровод и электричество отсутствует. Школу поломали. Нет ни магазина, ни медпункта, ни полиции. Вокруг только разрушенные здания. Уцелевшие дома разбросаны так, что ближайший сосед живет в лучшем случае за 500 метров. В принципе, этого населенного пункта изначально не должно быть на карте области. Его построили 50 лет назад вместе с шахтой Саранская. Тогда предполагалось, что здесь будет временное поселение для рабочих, которые трудились в выработке. Поэтому, для удобства, дома строили недалеко от шахтного ствола, прямо в угольной зоне. Однако, постепенно, люди обзавелись основательным хозяйством, разбили сады, огороды. И так прожили без малого полвека.
С каждым годом шахта все ближе и ближе подбиралась к поселку. И вот, наступил день, когда границы выработки уткнулись в первые дома. Те малосаранцы, что позажиточнее, опережая события, съехали сами. Остальные…
23 июня 2003 года депутат Мажилиса Рауан Шаекин, в округ которого входит поселок, направил Президенту страны и Генеральному прокурору республики обращение, в котором говорилось: «… 29 сентября 1997 года Министерство энергетики и природных ресурсов РК и ОАО «Испат Кармет» заключили контракт на недропользование на территории Карагандинского угольного бассейна. В ходе проведения этих работ на поле шахты «Саранская» в зону подработки попал жилой массив поселка Малая Сарань. Указанные дома согласно плану мероприятий «Испат Кармет» подлежат сносу. ОАО намерено выселить из этих домов жителей без предоставления им другого благоустроенного жилья. В этой связи граждане обращаются с жалобами на незаконные действия. В свою очередь, в течение последних трех лет руководство шахты и департамента проводят компанию по запрещению жителям этих домов зарегистрировать свое право на собственность, оказывает давление на государственные органы, куда обращаются жители этих домов за защитой своих прав, в том числе и конституционного права на жилище…».
Загнанные трехлетней бесплодной борьбой 255 семей подписали контракт, по которому получили от шахты компенсацию — по 20-80 тысяч. Копейки, которых едва хватало, чтобы купить халупу в таком же дышащем на ладан поселочке.
Лишь единицы до конца боролись с шахтой. Дойдя при поддержке Шаекина до Верховного суда «могучая кучка» смогла доказать, что действия угольного департамента незаконны. После выигранного процесса специалистами Торгово-промышленной палаты и Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РК была проведена оценка рыночной стоимости домостроений в поселке Малая Сарань. Согласно их заключению, приблизительная стоимость строений составляет миллион-полтора миллиона тенге. Эту сумму получили всего восемнадцать семей.
Многие бывшие жители Малой Сарани, воодушевившись победой земляков, подали исковые заявления в суд с требованием выплаты угольным департаментом и шахтой положенной по закону компенсации. Только вот жилье их уже давно снесено…
Зато у двухсот семей, чьи дома запланированы к подработке до 2010 года, возможно, есть шанс получить нормальные деньги за свою недвижимость. Потому что впереди еще полтора года поддержи аула.