Фильм! Фильм? Фильм… - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+24 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Фильм! Фильм? Фильм…

Фильм! Фильм? Фильм…

Новый директор "Казахфильма" Ермек Аманшаев был назначен 30 мая сего года, но уже спустя неделю "держал ответ" перед премьер-министром Каримом Масимовым, маршрут деловой поездки в Алматы которого проходил чрез сей благословенный уголок, будущее казахстанского кинобизнеса.

  • 10 Июня 2008
  • 1955
Фото - Caravan.kz

Какое оно, это прекрасное далеко, судить пока рано, хотя новоиспеченному шефу и предстоит разработать стратегию развития казахского кино.
В России ежегодно снимаются десятки сериалов и несколько сотен фильмов (в качестве сравнительно-убойной цифры можно привести и рекорд индийского Болливуда — 800 в год), а у нас — от 2 до 9.
— Из этих девяти картин в запуске только две, — сетует киноначальник (четыре фильма и вовсе никак не увидят свет еще с 2005 годаприм.авт). — И главная проблема «Казахфильма» сегодня — это отсутствие законодательной базы.
К слову, есть она и в России, и в Азербайджане с Киргизией, а у нас пока максимум что планируют, так это внести изменения в закон о культуре. «Хотя мы хотели бы предложить на 2009-2010 годы отдельный «Закон о кино», — поделился планами с премьером Ермек Аманшаев.
В прошлом году «Казахфильму» из бюджета был выделен почти миллиард тенге, напрямую из министерства культуры профинансировано несколько проектов. В этом году казахстанское кино получит уже полтора миллиарда государственных дотаций. Но из более чем миллиона долларов на производство фильмов останется только половина — вторую половину «съедят» налоги.
А в России еще в 1996 году был принят федеральный закон о поддержке кинематографии, который освободил отечественное кино от всех налогов и таможенных пошлин. Нам подобная законодательная щедрость, судя по всему, пока не грозит…
Усугубляет положение парадоксальная ситуация — у нас есть какое-никакое, а все ж кино, однако совершенно отсутствует сеть его проката и грамотная дистрибуция. Так и вертится на языке игривое «кино без проката — деньги на ветер», кинопрокат во всем мире — кровеносная система отрасли, именно она дает средства на производство новых лент.
— В республике не финансируется так называемый постпродакшн и дистрибуция, — говорит глава «Казахфильма». — Смета расходов составляется только на производство кинокартин, а дальше никто их продажей не занимается.
Недостаточно выделяют средств на реставрацию фильмофонда. Он весьма солидный, но находится в ужасных условиях — хранится в маленьком домике, на сотне квадратных метров. А это богатство надо переводить в цифровой вид и тиражировать!
Кроме того, получается так, что конкурсы на производство фильмов завершились лишь недавно, и их производство начнется лишь со второго полугодия. Совершенно неправильная ситуация: полгода прошли впустую, без пользы, ушла зимняя и весенняя натура. К тому же бесконечно меняется и пересматривается смета расходов, отсюда такой большой срок на производство.
Недоволен Ермек Аманшаев и громоздкой структурой АО «Казахфильм», считает, что в соответствии с зарубежным опытом нужно разделять ее на несколько направлений: кинофабрика, постпродакшн и дистрибуция, национальный фильмофонд, которые должны существовать независимо друг от друга.
— Сейчас все границы проектов размыты, никто не может сказать точно, на какой проект сколько денег заложено. Расходы должны идти по каждому отдельному проекту. Мы считаем, что эти несколько направлений в рамках АО «Казахфильм» позволят выйти на мобильную структуру.
По данным Госкомстата, в Казахстане работают 77 кинотеатров, большинство которых находятся в частной собственности. В 2006 году в кино сходило 4 млн казахстанцев, в 2007 — уже почти 4,5.
На национальные фильмы еще четыре года назад ходили 154 тысячи человек, а в прошлом году армия поклонников казахстанских лент выросла до полумиллиона. Зарубежное кино регулярно смотрят 4 млн 645 тысяч зрителей, российское -1 млн 313 тысяч. Отсюда и прибыль: в прошлом году казахстанские кинотеатры заработали 2 млрд 264 млн тенге.
С россиянами нам трудно конкурировать хотя бы по количеству населения. Но показательна сама пропорция: сбор от кинотеатрального показа с 1997 по 2003 годы увеличился в 27 (!!!) раз. Еще пять лет назад российские кинотеатры собирали почти 200 млн долларов в год, сегодня эта цифра удвоилась.
— Хотя наш кинорынок и находится в зачаточном состоянии, мы можем рассчитывать при производстве отечественных фильмов на определенную аудиторию, — подвел итог директор АО «Казахфильм». — Однако наша материально-техническая база весьма слабая, нам не хватает современных технологий. На 16 гектарах — 4 павильона, построенные еще в 1961 году. И с тех пор ни разу не было капремонта…
Правда, подготовленный для прессы и премьера пресс-релиз гласил: «Цех киносъемочной техники в настоящее время позволяет обеспечить съемочные группы самым современным киносъемочным оборудованием… Производственная база АО «Казахфильм» позволяет создавать кинофильмы различных жанров: игровые художественные фильмы, документальные, а также анимационные фильмы по компьютерной технологии».
Эксперты от кино считают, что существующая практика, когда чиновники решают, на какой фильм давать деньги, порочна и неэффективна, однако до качественного коммерческого кино Казахстану еще далеко. Те трейлеры двух картин и одного сериала, которые продемонстрировали на встрече с премьером, вызвали улыбку собравшихся журналистов: новые казахские блокбастеры подобны яркой детской игрушке — они незамысловаты, весьма наивны и пока еще малооригинальны.
Действительно, самым разумным решением может стать участие в отечественном кинопроизводстве и кинопрокате российских инвесторов, которые уже заинтересовались проектом возрождения «Казахфильма».
Поживем — увидим, чем закончится это кино…