А у нас на носу — Международный День защиты детей, но будет правильным и логичным поговорить в его преддверии о том, как изменилась жизнь самых маленьких жителей республике за последние годы.
Ведь, как правило, за кулисами поздравлений и высоких лозунгов: «Дети цветы жизни!», «Дети наше будущее», — стоят очень многие социальные вопросы, которые решаются непонятно под каким девизом.
Одно несомненно: за одно только 1 июня их не решишь бесплатным посещением развлекательных парков, раздачей гуманитарной помощи и мороженого.
Рождаемость
Итак, начнем с собственно рождения. Последние лет 10 в республике продвигается политика грудного вскармливания, которое позиционируется как самый продвинутый и здоровый метод выращивания полноценных граждан. Под примерно таким девизом — грудное молоко — это ранняя профилактика различных заболеваний.
Однако возможность кормить детей грудью есть только у 64,2% женщин. По данным агентства по статистике РК, количество рождаемости растет: если в 2002 году родилось 15,29 детей на 1000 женщин, то в 2006 — 19,71.
К тому же количество детей в сельской местности увеличивается быстрее, чем в городе. Проще говоря, там рожают больше; в 2002 году 2,18 ребенка на семью, а уже в 2006 — 2,51.
В сравнении в городе аналогичный показатель в 2002 году был на отметке 1,69, а в 2006 — на 2,27.
Несмотря на, казалось бы, приятные новости, что детей в Казахстане становится больше, количество умерших при рождении детей за последние 4 года увеличилось. Если в 2002 году этот показатель равнялся 10,05, то в 2006 — 10,27. Ответить на вопрос, почему дети умирают при рождении однозначно нельзя, причин множество: неквалифицированные медицинские кадры, доступность к медицинским услугам, здоровье женщин, экология и т.д.
Детское развитие/ образование
Если говорить о дошкольном образовании, которое в Казахстане считается тоже приоритетным, то, например, в Алматы работает 202 одногодичных предшкольных класса при школах и детских садах. Благодаря этому 71% ребят в возрасте 5-6 лет получают дошкольное образование.
Возникает вопрос, а где изучают алфавит остальные 29%? Одна из причин недостаточного охвата дошколят — отсутствие свободных помещений. Согласно информации официального сайта города Алматы, 40 бюджетных детских дошкольных учреждений сдаются в аренду. Понятно, что даже если и нельзя рассчитывать на государственные садики существуют и другие альтернативные учебные заведения. Это могут быть частные сады, которые могут позволить себе оплачивать 46,9% отцов, помимо этого родители всегда могут сами взять на себя функцию учителя, так поступает примерно 89,1% казахстанских родителя.
Специальные обучающие игры приобретают 19,8% и только 9,8% случаев, когда родители поручают старшим детям воспитание младших, в этом уверены исследователи мульти-индикаторного кластерного обследования — 2006.
Что касается среднего образования, то, согласно информации рабочей группы по защите прав детей в Казахстане выявлены многочисленные факты нарушений Указа Президента Республики Казахстан «О всеобуче». Директоры некоторых алматинских школ отказываются принимать детей из неблагополучных семей, проживающих на их территории. В законе «об образовании» не указано, куда может обратиться учащийся, его родители в случае несогласия с решением об отчислении, или отказе в приеме из школы.
К тому же закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» «указывает, что помимо соблюдения общего порядка отчисления, отчисление ребенка из государственного образовательного учреждения до получения бесплатного общего образования или начального профессионального образования, может быть проведено только с уведомления органов опеки и попечительства. Но в соответствии с главой 14 Закона РК «О браке и семье» эти органы занимаются только детьми, оставшимися без попечения родителей. Получается, что у школьников нет возможности обжаловать решение школы, или иного учебного заведения.
Право на труд
С одной стороны в самом главном законе для детей написано, что «каждый ребенок имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Дети с четырнадцатилетнего возраста вправе по разрешению родителей, в свободное от учебы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии. Запрещается принимать или привлекать ребенка на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда» (ст. 16 Закон «о правах ребенка»).
Однако, рынок детского труда становится более актуальным в период сбора урожая на полях, если говорить о сельских детях, городские тоже принимают участие на рынке труда, работая кондукторами в автобусах, перебирая фрукты на рынках, подрабатывая официантами на летних площадках кафе и т.д.
По мнению МОТ детский труд используется: в сельскохозяйственных работах, в ведении домашнего хозяйства, транспортных услугах, попрошайничестве, проституции, в распространении наркотических веществ. Ситуация усугубляется еще и тем, что для детей не создаются законодательные условия труда, которые оговорены в кодексе о труде РК. Работодатели не обеспечивают детей спецодеждой, питьевой водой, туалетом, оборудованным местом для обеденного перерыва и т.д. Тяжелые условия не останавливают детей, так как для них основная цель — заработать на хлеб и помочь родителям.
По данным исследования, проведенного Кризисным Центром «Забота», «значительная часть детей, работающих на улице, в той или иной мере утрачивает связь со школой и прерывает процесс получения среднего образования. Постоянно учатся только 7,1 % опрошенных, остальные временно или навсегда бросают школу. Так, 10,7% уличных детей сообщили, что не посещают школу больше года; 9,5% — не учатся уже в течение 2-3 лет; 8,3% — не ходили в школу вообще».
Дети — беженцы
К этой категории относятся дети, родители которых были вынуждены переехать в Казахстан. Как правило, в такой ситуации семья выезжает из страны пребывания практически без ничего. Поэтому переселенцы нуждаются в социальной помощи. К сожалению, в данном случае дети-беженцы не имеют механизма защиты собственных прав в Казахстане. О них ничего не сказано в законе «О правах детей». Социально- экономическое положение таких семей остается сложным, их семейных доход часто не превышает средней величины прожиточного минимума. Поэтому дети-беженцы остро нуждаются в полноценном питании, медицинском обеспечении и т.д.
По информации рабочей группы по защите прав детей в Казахстане, «сложное положение у семей, вынужденных покинуть Узбекистан. Как правило, это многодетные семьи, с 5-8 несовершеннолетними детьми. На территории Казахстана они находятся под мандатом УВКБ ООН. Однако, сертификат беженца, выданный этой международной структурой, не обеспечивает гарантию реальной защиты. Имея лишь сертификат, часто без паспорта, взрослые члены семей не имеют права трудоустройства, вынуждены влачить жалкое существование. Имеют место случаи, когда в 2-х комнатах проживают по 10-20 человек».
К великому сожалению в Казахстане нет разработанной программы по защите детей- беженцев, которая бы предусматривала оказание помощи в обустройстве и адаптации, защиту прав и интересов данной категории граждан.
Дети — инвалиды
В настоящее время их в Казахстане около 47 тысяч. В республике ребенок-инвалид имеет равные со здоровыми детьми, право на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества. Также он вправе получить образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности, получать медико-социальную помощь в специализированных детских организациях.
Однако в обществе существует стереотипное отношение к этой категории детей, что приводит к нарушению их прав. К примеру, законодательство предусматривает обучение детей- инвалидов на дому, что идет вразрез с правом инвалида на полноценное участие в социальной жизни общества, хотя это противоречит принятой Казахстаном Конвенции по правам детей.
Дети — сироты
В данный момент в Казахстане количество детей, находящихся на обеспечении государства составляет 79 тысяч человек. Фактов усыновления в последние годы стало больше. Однако нет единой системы информирования населения о самой процедуре. Отсутствие подготовки самих родителей к тому, что у них дома появится приемный ребенок, приводит к тому, что люди просто не могут оценить собственные возможности по его воспитанию. В результате часто происходят отказы от усыновленных детей, либо начинаются внутрисемейные конфликты, что приводит ребенка к новым драмам.
К тому же существует стереотипное отношение к международным усыновлениям. В результате в некоторых регионах приостановлено усыновление иностранными гражданами. Существует мнение, что это сделано с целью уйти от дополнительных проблем, которые могут быть связаны с:
— навязанным негативным отношением в обществе;
— дополнительными проверками со стороны прокуратуры и системе усыновления ребенка;
— необходимостью проведения информационно-просветительской и организационной работы, дополнительного финансирования.
К великому сожалению, можно еще долго рассказывать о проблемах защиты прав и интересов детей в Казахстане, однако остается надежда, что пройдет некоторое количество времени, и появятся основания писать об этом совсем под другим углом зрения.