Перестрелки на границе - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Перестрелки на границе

Перестрелки на границе

19 мая торжественно и официально начался процесс демаркации казахстанско-узбекской границы.

  • 4 Июня 2004
  • 1891
Фото - Caravan.kz

В Сарыагашском районе, на посту Жибек-Жолы прошла торжественная официальная установка первых двух (казахстанского и узбекистанского) пограничных столбов, однозначно определяющих границы между соседствующими республиками.
Было сказано много слов о нерушимой дружбе и братстве двух народов. И в частности, высказывались убедительные доводы, что отныне все конфликты между жителями приграничья и военнослужащими-пограничниками, связанные с неопределенностью границы, возникающие почти на бытовой почве, но немедленно перерастающие в межгосударственные скандалы, будут исчерпаны.
1 июня будни приграничной жизни вновь всколыхнул очередной кровавый инцидент. 27-летний казахстанец Нуржигит Потанов был застрелен узбекистанскими пограничниками при попытке перейти узбекскую границу.
За последние пять лет произошло уже около двадцати конфликтных ситуаций на границе между Казахстаном (ЮКО) и Республикой Узбекистан. Военнослужащие Узбекистана открывали огонь по гражданским лицам, и, по данным прокуратуры ЮКО, четыре раза это приводило к ранениям или гибели граждан Казахстана.
6 ноября 2002 года, в 200 метрах от казахстанской границе, на территории РУ узбекистанскими пограничниками был застрелен 31-летний Эльмурат Бектурганов, житель поселка Жибек-Жолы.
По данным пресс-службы ГУВД по ЮКО, и со слов свидетеля происшествия — брата погибшего, к вечеру 6 ноября Эльмурат Бектурганов, вместе с братом, отправились отгонять домой скот, пасущийся в приграничной округе. В наступивших сумерках братья решили разделиться в поисках разбредшегося стада. При этом, по словам свидетеля, часть скота могла перейти через проходящую неподалеку государственную границу, которая, однако не была здесь четко определена. Видимо, Эльмурат отправился вслед коровам, и таким образом оказался за пограничной чертой. Через несколько минут после расставания, брат Эльмурата услышал автоматные выстрелы со стороны границы. Побежав на звуки выстрелов, он вскоре нашел своего родственника лежавшим на земле, с кровавой раной на голове. Неподалеку, по уверениям свидетеля, находился наряд узбекских пограничников, к которым свидетель обратился за помощью. Но получил отказ, и своими силами перетащил раненого брата до Жибек Жолы, откуда пострадавшего спешно доставили в Сарыагашскую районную больницу. Однако здесь, не приходя в сознание, Эльмурат Бектурганов скончался. Причина смерти — как установили медики — огнестрельное ранение в голову пулей, соответствующей калибру автомата Калашникова.
Почти при аналогичной ситуации, спустя год, в сентябре 2003 года был ранен 36-летний Бахдаулет Магадалиев, житель поселка Багыс. Отправившись вечером верхом на лошади на поиски стада, Магадалиев наткнулся на наряд узбекистанских пограничников. Те сначала открыли огонь в воздух, а затем произвели несколько выстрелов во всадника, убив лошадь и ранив в ногу человека. Магадалиев сам добрался до поселка Багыс.
Последний случай — 1 июня сего года, по показаниям опять-таки лишь свидетелей с казахстанской стороны, возник из-за того, что казахстанец Нуржигит Потанов пытался на машине проводить до дому своих гостей — невесту и ее подругу, живущих в соседнем узбекистанском поселке.
При переезде через казахстанскую границу у пассажиров и водителя частного такси ни каких осложнений не возникло, но на узбекской стороне они были задержаны пограничным нарядом соседей. По некоторым данным, узбекские пограничники воспрепятствовали дальнейшему продвижению граждан Казахстана, при этом не пуская их ни на территорию РУ, ни обратно — в Казахстан. Между молодым человеком и пограничниками возник конфликт, и пограничники открыли огонь на поражение. В результате Потанов получил тяжелое ранение, от которого скончался в Сарыагашской райбольнице, куда был доставлен сразу после происшествия.
Прокуратура Южно-Казахстанской области в каждом случае направляла в Генеральную прокуратуру РК ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении узбекских пограничников, являющихся, по мнению прокуратуры ЮКО, непосредственными виновниками гибели и ранении казахстанских граждан.
С узбекской стороны для расследования инцидентов создавались специальные комиссии, однако ни разу узбекистанские власти не признали вины своих военнослужащих, заявляя, что пограничники действовали в рамках установленного порядка, защищая границы от незаконных действий нарушителей.
Тот факт, что все инциденты, как правило, происходили на территории РУ, не давал возможности для участия следственных органов Казахстана в расследовании всех обстоятельств происшествий.
Скорее всего, что и на этот раз узбекская сторона заявит об отсутствии преступных действий со стороны своих пограничников.
Когда военные стреляют и убивают безоружных, гражданских людей, это всегда страшно, и по большому счету вряд ли может быть оправдано каким бы то ни было служебным долгом и обстоятельствами.
Однако история военно-гражданских перестрелок на границе была бы не полной без еще одного эпизода.
9 апреля с.г. на территории Махтааральского района ЮКО, в 8 км от узбекской границе произошла откровенная стычка между казахстанским населением с казахстанскими же пограничниками.
Вот как выглядят события по сводке ГУВД по ЮКО:
«…9 апреля в 17-00 часов в сельском округе Нурлыбаева на рынке «Сапар», в 8 км от границе с Узбекистаном, военнослужащие (казахстанской) воинской части 2020 при проведении рейда по выявлению незаконных мигрантов задержали 6 граждан РУ без разрешительных документов…
…В результате неправомерных действий военных, которые обращались с задержанными грубо, вымогали деньги, что вызвало недовольство работников рынка, группа из 100 человек (работников рынка и местных жителей), окружила наряд и выступила в защиту задержанных. Толпа торговцев перевернула грузовую машину пограничного наряда…
… по прибытию к месту происшествия полиции, на месте были обнаружены
перевернутая машина,… а также 10 гильз от автоматных патронов…»

Добавим, что к тому времени в морг районной больницы уже доставили тело Алишера Умбетова, жителя города Жетысай, погибшего во время стычки. Стрельбу же открыли казахстанские пограничники, пытавшиеся отбиться от окружившей их толпы. Кстати, в ходе этих «контактов» с местным населением, 16 бойцов получили травмы различной степени тяжести.
В тот же день пограничники выступили со своей версией событий: когда нелегалы были задержаны, к командиру наряда, осуществлявшего рейд по рынку, подошел не установленный мужчина, который предложил выкупить задержанных.
После отказа военнослужащего взять взятку, человек начал осыпать бранью пограничников и призывать себе в помощь остальных торговцев и посетителей рынка. Вскоре, к неизвестному присоединились еще несколько гражданских лиц, которые с угрозами начали требовать отпустить задержанных. Словесная перебранка переросла в драку, и неизвестные пытались вырвать у пограничников оружие и элементы экипировки. Старший группы принял решение в целях пресечения противоправных действий, открыть предупредительный огонь в воздух, а также послал двоих солдат за подкреплением на погранзаставу.
Подошедший на помощь пограничный резерв обнаружил военнослужащих в окружении примерно 400 возбужденных граждан. Пытаясь освободить окруженных товарищей, пограничники наткнулись на яростное сопротивление гражданских лиц, которые начали закидывать их камнями и палками.
Во время отхода к погранзаставе, военнослужащие неоднократно производили выстрелы в воздух. Однако при этом оказались ранены двое гражданских лиц — Абдусаттар Темиров 19 лет, и Алишер Умбетов 36 лет, который впоследствии от полученных ран скончался…
Как видим, даже полицейская сводка трактует произошедшее несколько иначе чем показания пограничников. Версия же местных жителей еще более категорична, естественно, не в пользу военнослужащих.
До сих пор следствие по данному факту не закончено, хотя здесь следственным действиям уж ни как не могут помешать межгосударственные обстоятельства.
Так что общая картина в истории пограничных перестрелок, пожалуй, слишком пестра что бы делать какие-либо однозначные выводы.
Но настораживает тот факт, что, судя по всему приграничное население, все-таки, очень легкомысленно относится к суровой режимности на границе. А ситуация вовсе не располагает к этому.