Укрощение строптивых - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Укрощение строптивых

Укрощение строптивых

Уже не первый год продолжаются споры между АО "Алматы Пауэр Консолидейтед" и Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (АРЕМЗК).

  • 27 Мая 2004
  • 1104
Фото - Caravan.kz

Компания с завидным постоянством настаивает на изменении тарифов на тепловую и электрическую энергию (естественно, в сторону повышения), а агентство выдерживает все натиски и не сдается.
Более того, теперь оно добивается разукрупнения монопольной компании через суд.
Начало раздора
Осенью прошлого года, к началу отопительного сезона, АО «Алматы Пауэр Консолидейтед» подало очередную заявку в АРЕМЗК об увеличении тарифов на тепловую энергию — на 60 процентов, на электрическую — на 50. Агентство отказало АПК, в связи с непредставлением ряда документов, обосновывающих необходимость повышения тарифов. Тогда компания-монополист обратилась в суд города Астаны с иском о признании незаконным решения Агентства от 15 сентября 2003 года об отказе в увеличении с 1 октября 2003 года тарифов на оказываемые услуги. Суд удовлетворил иск. В ответ антимонопольщики подали апелляционную жалобу в Верховный суд Республики Казахстан. И вот 11 мая 2004 года коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла постановление об отмене решения суда столицы и предписала принять новое решение об отказе требованиям АО «Алматы Пауэр Консолидейтед». В итоге тарифы АПК оставлены на прежнем уровне.
Монополиста — на куски
«Дело о тарифах» теперь можно считать закрытым, однако судебные баталии между АПК и АРЕМЗК не закончились. После того, как в 2002 году АО «АПК» было включено в Республиканский раздел Государственного регистра субъектов естественной монополии (компания оказывает услуги на территории двух регионов Казахстана), агентство высказывало пожелания монополисту раздробить компанию. В ноябре прошлого года агентство вынесло предписание о реструктуризации компании путем выделения самостоятельных предприятий, на которое АПК никак не отреагировало.
И в апреле этого года агентством подан иск в специализированный межрайонный экономический суд города Алматы уже о принудительном разделении энергетической компании «Алматы Пауэр Консолидейтед» (АПК) до 15 июля на ряд хозяйствующих субъектов. Как известно, сегодня в состав АПК входят алматинские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Капчагайская ГЭС, каскад ГЭС, а также городские тепло- и электросети. В АПК в настоящее время работает порядка 7 тыс. человек.
В своем иске антимонопольное ведомство требует произвести реорганизацию путем разделения на компании: по передаче электроэнергии; передаче тепловой энергии; энергопроизводящую компанию в составе ТЭЦ-1,2,3 и Западного теплового комплекса; энергопроизводящую компанию в составе Капчагайской ГЭС и «Каскада ГЭС».
«После долголетней переписки с акиматом Алматы мы направили в суд исковое заявление о разделении компании АПК на ряд хозяйствующих субъектов, некоторые из которых останутся субъектами естественной монополии и продолжат регулироваться, а в других сегментах станут субъектами конкурентного рынка», — заявил глава АРЕМЗК Ораз Жандосов.
Таким образом, антимонопольные власти Казахстана намерены добиться обеспечения прозрачности в установлении тарифов АПК на электрическую и тепловую энергию для потребителей Алматы и Алматинской области.
Главная претензия к монополисту состоит в том, что он не ведет раздельный учет активов, доходов и затрат, а, значит, возможно, идет скрытое субсидирование одних видов услуг за счет других. Естественно, это ставит сотрудников АРЕМЗК в затруднение, которые не могут абсолютно точно определить, насколько обоснован уровень тарифов на услуги компании. Однако, по мнению некоторых экспертов, еще неизвестно, как скажется на тарифах разукрупнение компании: возможно, на некоторые услуги они не только не упадут, а, наоборот, повысятся.
Будет вам прокрустово ложе!
Чтобы навести порядок в своей вотчине, антимонопольщики решили внести поправки и изменения в действующий закон «О естественных монополиях».
Первый заместитель главы АРЕМЗК Жаннат Ертлесова отмечает, что законопроектом вносятся «несколько существенных поправок» в действующее законодательство, регулирующее сферу естественных монополий.
В частности, предлагается норма, предусматривающая, что «уполномоченный орган (т.е. АРЕМЗК) осуществляет анализ видов деятельности в сфере естественных монополий на предмет отнесения их регулируемым». При этом окончательный перечень услуг, относимых к сфере естественной монополии, согласно законопроекту, будет утверждать правительство по представлению уполномоченного органа. Сейчас же этот перечень жестко закреплен в законодательстве, что не позволяет эффективно регулировать монополии.
Проектом поправок также предлагается вменить в обязанность субъектов естественной монополии обеспечение приема платежей от потребителей за предоставляемые услуги через собственные кассы, а не только путем банковских переводов.
Авторы законопроекта хотят установить четкую связь между уровнем тарифа и качеством предоставляемых услуг, требования к которым должны быть утверждены соответствующими государственными органами. Кроме того, планируется, что проведение публичных слушаний при рассмотрении заявок монополистов на утверждение тарифов станет обязательным.
Но самая главная поправка касается раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов монополистами. Именно отсутствие раздельного учета предприятиями, которые производят несколько видов продукции и услуг, приводит к тому, что расходы компаний очень часто закладываются в тарифы. Кроме того, агентство своими поправками запрещает передачу в аренду имущества естественных монополий, что также очень часто отражается на неоправданном завышении тарифов.
Если АРЕМЗК удастся провести эту редакцию законопроекта, то субъекты естественных монополий, находящиеся в структуре крупных компаний (электростанции, ТЭЦ, линии электропередач), должны будут стать отдельными юридическими лицами.
Видимо, агентство решило внести эту поправку, столкнувшись на практике с неподчинением ряда монополистов его требованиям (самый яркий пример — АПК).
Предсказать исход судебных баталий с «ослушниками» сегодня затруднительно, а принятие подобного закона снимет у антимонопольщиков головную боль по поводу того, как укрощать монополистов.