Прогнозы: число НПФ скоро может сократиться - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+17 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Прогнозы: число НПФ скоро может сократиться

Прогнозы: число НПФ скоро может сократиться

Как известно, сегодня в Казахстане насчитывается 16 пенсионных фондов.

  • 27 Мая 2004
  • 1168
Фото - Caravan.kz

Ограничительных планок по их количеству, конечно же, нет. Однако, по прогнозу пенсионных фондов, который основывается на мировом опыте, количество НПФ со временем, как правило, сокращается.
Значит, более крупные будут «поглощать» более мелких. По мнению сотрудников пенсионных фондов, происходить это будет по принципу объединения капиталов. Что естественно, может вызвать панику и толки среди вкладчиков. Однако пенсионные фонды предупреждают своих вкладчиков о том, что, «нервничать пока рано».
Процесс распродажи пенсионного фонда может случиться по нескольким причинам. К примеру, одна из них — стабильное сокращение прибыльности НПФ. В прошлом году были введены новые дополнительные пруденциальные нацбанковские нормативы, к примеру, по достаточности собственного и резервного капиталов. Если у НПФ нет прибыли, следовательно, они не могут сформировать резервный капитал. Если фонд не может увеличить свою капитализацию, значит, он нарушает нормативы. Если он нарушает их, значит, будут применены адекватные санкции.
Вероятно, до банкротства вначале доводить не станут. Начнут делать различные предписания. После предписаний произойдет процедура отзыва лицензии. Это произойдет в том случае, если не произойдет никаких позитивных сдвигов в сторону увеличения прибыли.
С одной стороны, прибыльность финансовых инструментов со временем падает, с другой стороны, государство переложило ответственность по погашению задолженности инфляционных потерь на пенсионные фонды. Сокращение капитализации отдельно взятого НПФ может произойти благодаря как раз инфляции.
Однако отдельные представители пенсионных фондов выражают мнение о том, что инфляция напрямую не влияет на состояние баланса пенсионных активов. Геннадий Онипко, вице-президент одного из НПФ, сказал, что уровень инфляции — картинка не столько экономическая, сколько, по большей части, политическая. «Ведь сегодня на казахстанских предприятиях зарплату не индексируют в соответствии с ростом инфляции. Продукты питания и другие товары не повышаются в цене».
Однако при этом хочется вспомнить о регулярном повышении цен на ГСМ. Сегодня это стало вполне прогнозируемой вещью. К примеру, руководители отечественных НПЗ заявляют в прессе о том, что им каждый год необходимо проводить профилактические работы. А это означает остановку работы завода.
Как раз такая остановка завода почему­то приводит к дефициту горючки в нефтеносной стране, что и неминуемо влияет на повышение цены. Антимонопольное Агентство хоть и не может эффективно надавить на бензиновых королей, тем не менее, во всеуслышанье заявляет о том, что приостановка деятельности НПЗ играет на руку нефтепереработчикам, принося им сверхприбыли. Многими сегодня признается тот факт, что скачок цен на ГСМ увеличивает процент инфляции.
Горючка, как известно, является стратегическим сырьем благодаря и тому, что влияет на рост цен на конечную продукцию. По крайней мере, некоторым монопольным псевдорыночным компаниям легче оправдать рост цен благодаря именно росту стоимости ГСМ.
Случай с сокращением НПФ можно сравнить с сокращением банков. Помнится, на заре казахстанского суверенитета банков и бирж было значительно больше, нежели сегодня. Сегодня осталось всего 36 банков. В правительстве преобладает мнение, что банков у нас сегодня тоже «многовато» и хорошо бы их еще «подсократить». По прогнозам аналитиков, примерно через два­три года, а может быть и пять, число пенсионных фондов сократится до пяти-десяти: большие поглотят тех, кто будет не способен увеличивать свою прибыль самостоятельно, как указывалось выше. Хотя в правительстве пока не настроены на сокращение НПФ.
Однако правительство не всегда оказывает влияние на рынок. Если оно начнет поддерживать или дотировать некоторые НПФ, естественно, что они продержаться некоторое время «на плаву».
Пенсионные фонды просят прессу не волновать общественность по поводу сохранности вкладов. По их заверениям, если даже НПФ и подвергнут процедуре банкротства, а фонд продадут новым хозяевам, с пенсионными активами ничего не случится.
Коль скоро государство выдает некие гарантии, разориться они якобы не могут. Однако после скандально известной истории с разграблением ФОМСа, пенсионной системе никак не могут научиться доверять. Хотя представители фондов и заверяют всех в том, что НПС — это надежная система. Пенсионные финансисты приводят различные доказательства о том, что все застраховано, выстроена надежная система государственной защиты. Практика же показывает, что система еще очень далека от совершенства, о чем собственно и говорят те же самые финансисты.
С одной стороны, экономика страны стабильна, а с другой стороны, иногда процентов 30-40 официально находится «в тени», а неофициально — 50-70%.
Для статистики хотелось бы сказать, что на данный момент сумма накоплений НПС составляет около двух с половиной миллиардов долларов. Количество вкладчиков на период 2004 года слегка превышает 6 миллионов человек. Напомним, что в Казахстане насчитывается 7 млн. трудоспособного, экономически активного населения.
На лицо некоторый парадокс. Примерно 2 млн. человек трудятся на рынках. И никто из них не имеет счетов в каком-нибудь из пенсионных фондов. По словам чиновников из минтруда, а также экспертов по вопросам пенсионной системы и трудового законодательства, сегодняшние нормы и правила не позволяют вовлечь систему рынков и базаров в пенсионную систему. Спрашивается, откуда в НПС может быть 6 с лишним миллионов участников?
По словам Омирлана Аймагамбетова, сотрудника пенсионного фонда, число вкладчиков увеличено за счет того, что один и тот же сотрудник имеет пенсионный счет больше, чем в одном фонде. Следовательно, в накопительной пенсионной системе никак не может участвовать 6 миллионов с копейками вкладчиков.
Честно говоря, пенсионные фонды все время ратуют за то, чтобы один вкладчик имел пенсионный счет только в одном НПФ. Но до сегодняшнего дня эту проблему решить никак не удается. Следовательно, норма и не работает. В пенсионном законодательстве хоть и запрещено иметь больше одного пенсионного счета, никакого наказания за нарушение не предусмотрено. Ну, в самом же деле, не конфисковывать же вклады в пользу казны и т.д. Это может вызвать здоровую волну негодования, да к тому же, это было бы неконституционным.
На начало 2003 года, по различным оценкам, задолженность предприятий перед НПФ составляла 32-34 млрд. тенге. С тех пор, как налоговым органам расширили полномочия по наложению санкций на предприятия­должников (замораживать счета), в начале 2004 года долги сократились примерно до 14 млрд. тенге. Данная сумма, вполне вероятно, вышла из-за того, что вкладчики НПФ свои деньги вовремя не перечислили в фонды, либо же поменяли место работы. Естественно, теперь распутать этот клубок будет очень трудно, практически невозможно из-за сложившейся путаницы.
Пенсионные фонды превратились во внутренних институциональных инвесторов. Но, к сожалению, их ресурс, в силу комплекса причин, правительство использует малоэффективно. В результате, возникает ощущение, что денег в экономике вроде бы много, а используются они не на полную силу.
Если раньше Казахстан, как впрочем, и остальные бывшие советские республики, постоянно нуждались в западных финансовых инъекциях, то сегодня наша Республика все больше и больше становится инвестором для других государств. 40% пенсионных активов разрешено инвестировать в иностранные ценные бумаги.
К примеру, пенсионные активы можно было бы вкладывать в различные социально значимые проекты на местном уровне под ЦБ акиматов. Однако против этого выставляются различные препятствия, которые создаются в недрах министерства финансов. В частности, речь идет всего о 5%, которые можно вкладывать от суммы всего пенсионного портфеля НПФ. Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭиБП) наложило табу на инвестирование целых областей активами пенсионных фондов. По мнению представителей некоторых фондов, муниципальные ЦБ не представляют большой ценности для НПФ в силу низких процентов.
Для более детального отображения картинки предоставим некоторые свежие официальные цифры по структуре инвестирования пенсионными активами. Как известно, в самом начале пенсионной реформы у НПФ был ограничен список ценных бумаг, с которыми им можно было бы играть. Все они были минфиновскими нотами. На сегодняшний день ситуация изменилась: список для вложения пенсионных активов значительно расширился.
Итак, картина складывается следующим образом. 25% портфеля НПФ должны быть вложены в гособлигации; 30% отдается ЦБ Нацбанков иностранных государств; 40% разрешено вкладывать в ЦБ иностранных государств АА, МФО и иностранных эмитентов ААА; 20% отдается ЦБ иностранных эмитентов А; 10% — ЦБ иностранных эмитентов ВВВ; не менее 50% должны быть отданы местным предприятиям, которые имеют листинг А на KASE;
В соответствии с биржевыми правилами, все они должны являться субъектами крупного бизнеса. В данном случае, как правило, они являются банками второго уровня. 10% отдается на депозиты банков второго уровня; 5% отдается ЦБ, выпускаемым местными исполнительными органами (акиматами); 15% отдается на ипотечные облигации; 15% отдается облигациям ЗАО «Банк развития Казахстана».
Всего насчитывается 18 казахстанских и иностранных или совместных банков второго уровня, с которыми работают НПФ, располагая активы на их депозитах, и приобретая их депозитные сертификаты.
Ниже приводится список, включающий в себя названия финансовых учреждений, с которыми сегодня работают казахстанские НПФ. Всего насчитывается 8 организаций:
1. «Международный банк реконструкции и развития»;
2. «Европейский банк реконструкции и развития»;
3. «Межамериканский банк развития»;
4. «Банк международных расчетов»;
5. «Азиатский банк развития»;
6. «Африканский банк развития»;
7. «Международная финансовая корпорация»;
8. «Исламский банк развития»;
Казахстанские НПФ работают с 89 иностранными корпоративными эмитентами, в т.ч. привлечены 44 облигации и 49 акций, имеющих рейтинговую оценку по международной шкале кредитного рейтинга не ниже «АА» и «А» по классификации рейтинговых агентств «Standard&Poor’s» и «Fitch» или «Аа2» и «А2» по классификации «Moody’s Investor Service».
Приобретены ЦБ от 11 эмитентов, в том числе 30 облигаций иностранных государств, имеющих рейтинговую оценку не ниже «АА» по классификации рейтинговых агентств «Standard&Poor’s» и «Fitch» или «Аа2» по классификации «Moody’s Investor Service».
Пенсионные фонды испытывают смешанные чувства от расширения сфер вложения пенсионных активов. Тем более что последнее время они активно боролись за это. К позитивному настроению примешивается грусть низких процентов, которые предлагают иностранные эмитенты. По мнению экономистов пенсионных фондов, иностранные банковские учреждения и крупные компания больше 6% не дадут. Уровень процентов сохранится в объеме 3-5%.
Если же опять учесть 6%-й уровень инфляции в Казахстане, это пока не спасает ситуации. При условии стабильной экономки, компании начинают биться за 5% рентабельности. Следовательно, 5-6% является пределом для стран со стабильной экономикой.

Электронный адрес автора: peternnp@yahoo.com