Вместе или раздельно? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вместе или раздельно?

Вместе или раздельно?

Экономические и политические реалии, процессы глобализации, наступление эры информационных технологий заставляют по-новому взглянуть на многие привычные, традиционные элементы нашего социума.

  • 24 Июня 2010
  • 3025
Фото - Caravan.kz

Особые требования предъявляются сегодня к качеству образования. Казахстан не может выйти на новые рубежи, если его молодежь не будет получать самое лучшее, современное и многостороннее образование.
И перемены вроде бы идут хорошими темпами. Значительно укрепилась материальная база общеобразовательных школ, вся система образования перешла на новые стандарты оценки знаний (ЕНТ), улучшается и система подготовки педагогических кадров.
Однако сегодня к школе еще немало претензий. Главная из них — качество образования, которое не всегда соответствует затраченным средствам и усилиям. Педагоги, социологи, государственные структуры ищут альтернативные подходы к обучению детей.
В последние годы в Казахстане все чаще заходит разговор о преимуществах раздельного обучения мальчиков и девочек. Идея интересная, опробованная на практике не одну сотню лет назад. А сегодня она получает новый импульс к развитию.
Впервые с раздельным образованием я столкнулся несколько лет назад, когда познакомился с семьей одного казахстанского бизнесмена. Родом из нашего отечества, он уже много лет живет и работает в Италии. У него и его жены двое прелестных дочерей — близняшек. И когда им пришло время учиться, родители отдали их в школу для девочек, которая находится под покровительством ордена иезуитов.
В своей жизни я мало видел столь милых и благонравных детей! Вежливые, послушные, аккуратные, бесконечно трудолюбивые, девочки никогда не сидят без дела: «Безделье — большой грех!» с серьезным видом пояснила мне одна из них. Они рисуют, поют в хоре, изучают секреты вязания крючком, занимаются фехтованием в спортивной секции и находят еще сотни интересных дел, как это и водится у девчонок. И, конечно — прекрасно учатся, наряду с общими для всех школ предметами изучая еще Закон божий. Их мама сама закончила такую школу, потом иезуитский колледж, а затем и университет в Болонье, получив специальность инженера — системотехника. Их семейный дом словно пронизан теплым солнечным светом — такая в нем атмосфера спокойствия и любви.
— Наши общие школы — это просто кошмар — пояснил мне свой выбор бизнесмен. — Там грубость, конфликты, часто встречаются и наркотики… Качество образования постоянно падает, большие проблемы и с воспитанием. Мы выбрали школу под религиозным контролем, потому что есть четкие идейные установки воспитания, есть углубленный индивидуальный подход к каждому ребенку. Раздельное образование имеет много хороших сторон: здесь воспитывают будущую женщину, мать и супругу, внушают ей ее человеческий и религиозный долг. И дают отличные знания. Наших девочек, например, даже освободили от платы за обучение, потому что они отличницы.
Сегодня идеи раздельного образования мальчиков и девочек становятся все более популярными во многих странах. Мы так увлеклись прогрессом, что забыли — совместное образование, как массовое явление имеет от роду не более ста — ста двадцати лет. Еще в начале прошлого века образование детей в большинстве странах Европы было раздельным. Такой подход объяснялся очень просто: согласно популярной тогда теории раздельных сфер, мужчинам и женщинам в обществе предназначались разные роли. Мальчики готовились для сферы публичного: политики, бизнеса, управления, девочкам была уготована сфера частной жизни, роль «ангела домашнего очага». Естественно, что программы женских школ и гимназий существенно отличались от мужских, так как для выполнения исключительно роли жены и матери не требовалось большого объёма знаний. К тому же в то время существовали серьёзные предубеждения в отношении уровня развития женского интеллекта, который считался безусловно слабее мужского. Утверждалось, что по уровню умственного развития женщина остаётся на уровне подростка мужского пола пятнадцати лет.
Последствием такой ситуации стало возникновение движения за право женщин на образование, которому удалось добиться допуска женщин к профессиям и в университеты, изменения программ женских школ и гимназий.
Однако все это не меняет отношений внутри любой культуры. «С точки зрения массовости, первичной является гендерная сегрегация, — писал известный российский социолог Игорь Кон. — Абсолютно во всех обществах существуют две детские культуры: мальчиковая и девочковая. Сами дети, начиная с двух-трех лет разделяются. Девочки эту сегрегацию инициируют, начиная играть отдельно от мальчиков. В возрасте четырех лет инициативу перехватывают мальчики. Эта сегрегация продолжается где-то до пубертатного возраста. Это естественный процесс. Не взрослое общество навязывает это детям. Это делают сами дети. Общество просто подстраивается под это и либо закрепляет, либо ослабляет».
Сегодня система образования испытывает серьезный кризис. Ее проблемы напрямую переплетаются с проблемами семьи. Молодые женщины зачастую теряют то, что важнее всего для семьи, — нежность, внимательность, корректность, доброту — на первый план все чаще выходит карьера и беззаботная жизнь. По данным социологов десять- пятнадцать процентов женщин вообще не желают иметь детей, мечтая посвятить жизнь только себе.
Все больше мужчин, которые реализуют феминную стратегию отношений личности с миром. То есть не являются лидерами, ответственными за семью и способными принимать конкретные, порой жесткие решения. Социологи даже нашли им название — это так называемые «андрогины», в поведении которых сочетаются мужское и женское начала. Порой они ведут себя как мужчины, однако при всяком удобном случае норовят переложить груз ответственности на жену. Их семейный идеал сводится к трем «т»: тахта, тапочки, телевизор. В такой семье жена поневоле берет на себя мужские обязанности, потому что в решении жизненных вопросов не может надеяться на своего мужа.
Студенты же вообще предпочитают гражданский брак, который, по сути, ни к чему партнеров не обязывает. Девчонки думают о своей карьере, бизнесе. А парни — о мягкости избранницы и ее хорошем заработке… Кто же будет строить семьи и рожать детей? При таком раскладе хоть половину годового бюджета страны потрать на демографию — толку не будет. И поэтому система раздельного обучения, возвращение к традиции, как считают многие, поможет преодолеть глубокий кризис, в котором находится сегодня образование.
В Казахстане идеи раздельного обучения тоже нашли свое воплощение, например — в казахстанско-турецких лицеях.
— Мы убеждены, что раздельное и интернатное образование дают возможность раскрыть духовный и творческий потенциал каждого ребенка, — говорит вице-президент Международного общественного фонда «KATEV», который занимается финансированием и развитием системы казахстанско — турецких лицеев в нашей стране, Абдуррахман Сель. — Мы долго изучали опыт таких учебных учреждений в Англии, Австралии, США, других странах и смогли успешно реализовать его в системе наших лицеев. Наш главный «плюс» — высокое качество образования, в том числе и языкового. Это доказали результаты многочисленных олимпиад, в том числе и международных, на которых наши ученики неизменно занимают первые места. Только на международных олимпиадах 2007 года наши учащиеся завоевали 34 золотых, 37 серебряных и 66 бронзовых медалей. Другой показатель — почти все наши ученики, 99 процентов, продолжают учебу в самых лучших высших образовательных учреждениях Казахстана и других зарубежных стран, таких как США, Турция, Австралия, Великобритания, Россия, Малайзия, Канада, Южная Корея. Многие из них завоевывают государственные гранты. И становятся высокопрофессиональными специалистами.
— Раздельное обучение позволяет полнее учесть гендерные особенности девочек и мальчиков, найти к ним наилучший подход со стороны преподавателей и воспитателей, — считает Абдуррахман Сель. — В казахстанско-турецких лицеях принято за правило работать в одном «треугольнике»: родители-ученик-лицей. Так как у учителей и родителей одна цель — воспитать и обучить детей, уверенных в будущем граждан Казахстана. Поэтому учебно-воспитательные работы проводятся сообща.
По воспитательному плану в лицеях учителя и воспитатели классов часто приглашают родителей на собрания и встречи, проводимые вместе с учениками. Еженедельные встречи дают очень хорошие результаты. Также под руководством администрации лицеев проводятся различные спортивные соревнования среди родителей. Победившие получают различные подарки и почетные грамоты. Подобные мероприятия в лицеях развивают и укрепляют взаимопонимание и доверие между воспитателями, родителями и детьми. А это — важнейший залог успешного обучения.
Время покажет, сможет ли раздельное обучение помочь решить вопросы, над которыми бьется современная школа. Но сегодня его результаты весьма обнадеживают и заставляют о многом задуматься.