Пока почти весь мир занят «карикатурным» скандалом, поставившим массу вопросов о пределах свободы слова и самовыражения в СМИ, журналистской этике, ее соотношения с политической целесообразностью и т.д., в Алматы обсуждались проблемы, близкие к этим вопросам и еще более близкие вообще к проблемам нашей журналистики.
Круглый стол, организованный Международным центром журналистики «МедиаНет» и Фондом имени Эберта в Центральной Азии был назван так: «Журналистское образование в Казахстане: состояние, проблемы, пути решения».
Естественно, что локализовать эти проблемы казахстанским масштабом невозможно, и о международном опыте подготовки журналистов тоже говорилось много.
Что отчасти явилось результатом все того же скандала. «Где та грань, до которой журналист может или не может писать? И есть ли она? Ответ на это связан с уровнем образования или отсутствием такового», — заявил, открывая круглый стол, координатор Фонда в Центральной Азии Райнхард Крумм, сам в прошлом известный в Германии журналист, много работавший в ведущем немецком политическом журнале «Шпигель».
Глубоко и долго разбирать ситуацию с «карикатурным» скандалом на круглом столе не стали, и, слава богу. В конце концов, дело действительно не только в политическом аспекте, а в уровне образования и подготовленности журналиста. Подготовленности не только в виде знаний по той или иной теме, а широкого и системного профессионального взгляда и чутья.
При этом важно, что столь опытный и беспристрастный эксперт, как г-н Крумм отметил в своем выступлении важность проблемы стиля в журналистике.
В Германии, где журналы даже вопросам мировой политики зачастую посвящают средних размеров статью, за хороший стиль могут автора «наградить» тем, что дадут место для очень большой статьи, пусть даже по пустяковому поводу.
У нас такого нет, но проблема стиля — есть, и она становится все острее. А это не внутреннее дело журналистских коллективов; плохой стиль отталкивает читателя, тем самым фактически сужая для общества количество источников информации — основной принцип свободы слова для потребителя.
Но можно ли научить писать? Или это прирожденный талант, который никак невозможно наработать? Нужна ли «божественная искра» или достаточно усидчивости и трудолюбия?
По этим вопросам на круглом столе разгорелась дискуссия, окончившаяся без явного преимущества какого-либо мнения. Зато, и это важнее, никто не оспаривал следующее: журналистов в казахстанских вузах готовят сегодня плохо; СМИ в любой сфере, будь то газеты, телерадиокомпании или информационные агентства, а также и для освещения любой тематики сталкиваются с кадровой проблемой.
Она становится год от года все острее, хотя, казалось бы, откуда ей вообще взяться: в стране сегодня подготовкой журналистов занимаются девятнадцать (!) вузов, выпускающих ежегодно до пятисот дипломированных журналистов! Это в разы больше, чем было в советские времена, но тогда нынешние проблемы с кадрами редакторам газет и телевизионных программ были неведомы.
При том, что стимул идти в журналистику и работать хорошо, казалось бы, есть — социальный престиж журналиста в наше время достаточно высок, и материальное вознаграждение адекватно трудовым затратам.
Однако, согласно приведенным на круглом столе данным, опрос 502 студентов факультетов журналистики в прошлом году, проведенный «МедиаНет», показал, что только 39% из них планируют работать в сфере СМИ…
Ситуация ухудшается еще и тем, что квалифицированные журналисты уходят на госслужбу, в сферу пиара, рекламы. Такое положение дел выходит за рамки просто профессиональных сложностей, у него есть свои социальные, политические, социопсихологические аспекты.
— Постоянный дефицит кадров в журналистике негативно сказывается не только на собственно медийной сфере, но и в целом на информированности общества; уменьшается конкуренция среди журналистов, может возникнуть монополизация сферы оценки, когда одни и те же люди будут в медийном пространстве навязывать свои взгляды, что будет облегчать олигархам и политикам задачу по контролю информационной среды, — считает директор Международного Центра журналистики «МедиаНет» Адиль Джалилов.
По его мнению, для исправления ситуации требуется целая система мер, в том числе — создание в стране Центра по переподготовке, переквалификации и трудоустройству журналистов. Кроме того, Министерству образования и науки предлагается проанализировать эффективность учебной программы на факультетах журналистики; изучить через опросы редакторов СМИ критерии отбора ими кадров и на основе этого внести изменения в учебную программу; ввести практику привлечения к обучающему процессу журналистов-практиков, в том числе и с возможностью выезда из в региональные вузы.
Надо отдать должное организаторам круглого стола — они подошли к этой задаче не только с запасом критики существующей системы, но и со связным набором конкретных предложений по улучшению дел.
Однако будет ли он услышан? Хотелось бы, чтобы это произошло, иначе лет через десять вполне может сложиться так, что наша пресса будет напоминать по качеству ту, что уже сейчас существует в некоторых южных, соседних с нами, странах.