Минюст подвергнет ревизии всю юридическую базу РК - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+17 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Минюст подвергнет ревизии всю юридическую базу РК

Минюст подвергнет ревизии всю юридическую базу РК

Первые шаги недавно назначенного вице­министра юстиции Жакипа Асанова начались с демократии. Он не пожалел выходного дня, и в минувшую субботу, что называется, вышел в народ в алматинском акимате.

  • 30 Марта 2004
  • 1156
Фото - Caravan.kz

Он встречался с общественными деятелями — представителями и главами отраслевых ассоциаций за круглым столом, который организовал департамент малого бизнеса южно-столичной мэрии при инициативе самого Минюста. За столом обсуждались животрепещущие проблемы в действующем казахстанском законодательстве.
Общим лейтмотивом встречи была мысль о том, что многие несовершенства в законе непременно связаны с коррупцией. Иными словами, если закон страдает несовершенством, это сделано намеренно, а не по недомыслию, и это несовершенство играет на руку ведомственному интересу. Если этот мир несовершенен, значит это кому­то нужно и выгодно.
Вице­министр приехал не с пустыми руками. Он привез с собой постановление премьер­министра о проведении ревизии ведомственных нормативов, подзаконных актов и т.д. и т.п. Нужно сказать, что Даниал Ахметов создал прецедент, потому что до этого момента правительство еще ни разу не проводило подобной акции — подчищения собственных недоработок. Как сказал замминистра, некие попытки проводились, но, к сожалению, оказались малоэффективными или бессильными. Поставленная задача, нужно сказать, является не из слабых. Различных инструкции, нормативов и министерских писем скопилось превеликое множество.
По словам Жакипа Асанова, только действующих актов правительства насчитывается около 11 тысяч. Кроме того, на центральном уровне зарегистрировано около 3 тысяч действующих постановлений, приказов, инструкций, положений и пр. различных министерств и ведомств. На местном уровне действует около 25 тысяч решений местных исполнительных и представительных органов.
Исходя из грубой арифметики, нормативно­правовая база РК исчисляется порядка 40 тысячами законодательных документов. Все эти подзаконные акты были рождены за период всей независимости РК.
Вице­министр сказал, что за качество всех законодательных актов ответственность несет на ряду со всеми организациями­разработчиками Минюст. К сожалению, господин Асанов не сказал, чем именно министество юстиции отвечает за качество, в противном случае данное ведомство в лице отдельных чинов давно можно было призвать к ответу за регистрацию злокачественного законодательства.
Коль скоро, проверяться будет юридическая база, сложившаяся за период 13 лет, то алгоритм проверки будет складываться из следующего расчета: в течение одного месяца будут проверяться все нормативы, которые были приняты в течение одного года. Итого, на проверку, по словам господина Асанова, должно будет уйти 13 месяцев.
В апреле этого года будут рассматривать нормативы, принятые в 2003 году, в мае будут рассматривать все законы 2002 года. И так далее в обратном порядке до 1991 года. Такой порядок был избран потому, что нормативы, принятые в наши дни важнее, чем те, что были приняты десяток лет тому назад.
Если же найдется документ, который противоречит сегодняшнему законодательству, но который был принят 10 или 9 или 8 лет тому назад, с ним будут разбираться вне очереди.
Проверку должны буду проводить сами ведомства­разработчики законодательных актов, а потом прислать отчеты о проделанной работе в Минюст. Ревизия законодательных актов позволит также выяснить, насколько качественно госорганы исполняют и применяют законы, насколько они сами являются законопослушными.
Вопрос заключается в том, захотят ли чиновники по собственной воле признаваться в собственных «грехах» или отказе от ведомственного интереса, который и заложен в документе, и который не всегда является чистым с точки зрения закона?! С этой целью вице­министр юстиции обратился с предложением к общественникам по оказанию помощи в ревизии законов.
В отношении регистрации новых законов Жакип Асанов сказал, что, если на регистрацию Минюстом правового акта уходит 30 дней, то из этого срока 10 дней будет предоставлено отраслевым ассоциациям для проведения экспертизы, выражения несогласия и внесения собственных предложений.
Как и следовало ожидать, это вызвало одобрение и радость в рядах отраслевых сообществ.
Высокий чиновник сказал, что в их ведомстве создан экспертный совет, где участвуют другие высокие чиновники, а также представители общественных организаций.
Только данный совет находится в Астане. В ответ на это алматинские общественники предложили создать некое подобие филиала данного в Алматы, как центре, где накапливается основное число идей, где сконцентрированы основные силы для продвижения проектов и т.д. Алматинцы посетовали на то, что поездки в новую столицу отнимают слишком много сил, времени и денег.
На сегодняшний момент складывается тенденция, когда сами отраслевые ассоциации мало помалу добиваются, чтобы законы, касающиеся их деятельности, принимались с учетом их интересов. Они сетуют на то, что когда в законах их интересы не учитываются, то они обязательно вредят всей отрасли. По заверению замминистра, если глава какого­либо ведомства скроет противоречия, которые есть в нормативах, на него будет возложена персональная ответственность, вплоть до увольнения.
По этому поводу уже проводилась работа в канцелярии премьер­министра с главами и их замами всех министерств и ведомств. Они выразили согласие с предлагаемой Минюстом схемой.
Одна из проблем сегодняшнего Минюста связана с тем, что оно иногда одобряет законодательные акты, которые противоречат основным законодательным документам, к примеру, Конституции, Кодексам, законам и т.д. А министерские письма и инструкции зачастую становятся важнее закона, и не секрет, что ведомственные нормативы противоречат рамочным документам и, следовательно, вступают с ними в конфликт.
Отнюдь не факт, что и местные власти, контрольно­надзорные органы и пр. ведомства грешат тем, что иногда применяют постановления, не прошедшие регистрации в Минюсте. Но это уже, видимо, проблема органов прокуратуры, которые призваны надзирать над соблюдением закона, и которые, к сожалению, в ряде случаев, просто бездействуют. И что самое интересное, в государственных органах юстиции знают об этом, и просто закрывают глаза на многие нарушения, что собственно говоря признал и сам заместитель министра, возложив при этом ответственность на юридические и иные службы различных министерств и ведомств.
И все же трудно контрольно­надзорные органы обвинять в том, что «хочется им кушать». Они сами не всегда живут в ладах с законом. Это уже как раз задача именно органов правопорядка контролировать не на шутку разошедшихся чиновников — они, по большому счету, всегда будут рождать, мягко говоря, сомнительные документы. Вопрос лишь в том, выполняют ли свою задачу правоохранительные органы, чтобы надавать по рукам зарвавшемуся чиновнику. А практика показывает, что стражи закона, как правило, бездействуют и закрывают глаза на нарушения. Скопившиеся проблемы в законе, сегодня многие эксперты характеризуют системным кризисом казахстанской юридической системы.
На встрече замминистра с общественниками­отраслевиками успели обсудить достаточно широкий круг вопросов, отчего встреча для выходного дня продолжалась достаточно долго — около двух часов. Общественники пообещали минюстовскому чиновнику показать «рыбные места» в законах, где больше всего заложены положения, связанные с коррупцией. Больше всего общественников волнуют услуги, которые предоставляют госорганы на платной основе. Здесь, по мнению отраслевиков и кроется махровая коррупция.
К примеру, такие места обозначили в нормативах в области градостроительства и архитектуры. Данная система была разработана еще в бытность Зейнулы Какимжанова министром государственных доходов. Основная претензия предпринимателей предъявляется к центрам недвижимости на местах. Неприятие вызывает ежегодная оценка недвижимости, за процедуру которой выплачивается 1% от стоимости недвижимости.
Общественники задаются вопросом: какие-такие расходы несут эти центры недвижимости, если у них такие расценки? Проще говоря, возникает сомнение в справедливости данной ставки. Ведь 1% равняется сумме налога на недвижимость. И самое интересное, под все подведена законодательная база. К примеру, если сотрудники из БТИ оценят недвижимость субъекта предпринимательства (парикмахерской, кафе и пр.) в сумму около 100 — 150 тысяч долларов, справка в две странички будет стоить 1000 — 1500 долларов.
Во­вторых, эта услуга осуществляется на монопольной основе, что ставит под сомнение договорную основу соглашения между сторонами. Фактически, это является диктатом, а услуга является псевдорыночной. Через сферу оценки недвижимости проходят большие суммы денег.
Другой блок проблем связан с тем, что справки об оценки недвижимости, выдаваемые частными центрами, не принимаются в других организациях: ни в судах, ни в налоговых комитетах, ни в банках и т.д. Общественники выражают подозрение госорганов в общем сговоре. Вместе с тем, процедура оценки, проводимой БТИ, чересчур забюрократизирована — без потери времени, сил и нервов, а также наличия родственных или дружеских связей, провести процедуру в оптимальные сроки — дело маловероятное.
А банкиры, к слову сказать, прибегают к услугам собственных оценщиков, которые оценивают недвижимость, в соответствии со своими интересами. Следовательно, в их глазах собственность всегда будет стоить дешевле реальной. Вернее, банки сегодня навязывают свою точку зрения по поводу оценки. Вызывает возмущение также срок действия данной справки — 15 дней.
Кроме указанных ведомств, на круглом столе обсудили проблемы в нормативах во взаимоотношениях с другими госорганами. Это, к примеру, штрафные санкции, которые накладываются в оперативном порядке без всякого предупреждения за различные нарушения. «Водоканал» и «АПК» штрафуют предпринимателей за перерасход и недорасход заявленных норм воды и электроэнергии. Общественники характеризуют данные нормы как средства выбивания сверхприбыли из потребителей. «АПК» фактически принуждает приобретать свои услуги.
В соответствии с распоряжением алматинского акима В. Храпунова, которое даже не зарегистрировано в Минюсте, предприниматели обязаны подключаться к центральной системе отопления «АПК», невзирая даже на то, что могут иметь собственные источники отопления.
Подключение хозяйствующего субъекта к центральной системе отопления осуществляется на основе долевого участия. А данное условие является не самой дешевой вещью на свете. В результате все чиновничьи методы выворачивания чужих карманов в конечном итоге отражается на конечной продукции и на кошельке конечного потребителя — рядовых налогоплательщиках. За денежные аппетиты чиновников платит не только бизнес, но все общество.
На встрече было отмечено, что процедура по упрощению регистрации предприятий, на деле обращается ее усложнением. Еще президент не однократно ратовал за упрощение данной процедуры, однако чиновничий ум, видимо, работает на усложнение. И это был укор самому Минюсту, который и инициировал данную встречу.
В конце встречи резюме сделал замминистра. Он остался весьма удовлетворенным от встречи с общественностью. Выразил большую надежду на дальнейшие встречи, где можно будет получить необходимую информацию, касательно дальнейшего совершенствования законодательства, сокращения злоупотреблений и коррупции.
Жакип Асанов сказал, что по результатам проведения данных круглых столов будут составлены протоколы, выноситься резолюции, что повышает статус данных мероприятий, и под которые будет подведена юридическая основа.
В общем говоря, все испытали некое удовлетворение от проявления взаимности со стороны отдельно взятого госоргана и чиновника с одной стороны баррикад и представителей общественности с другой.

Электронный адрес автора peternnp@yahoo.com