В минувшие выходные 23 и 24 января обменные пункты Астаны, Алматы и Шымкента не совершали операции по покупке доллара США. У обменников Народного банка выстраивались очереди, а вот другие обменных пунктах ссылались на отсутствие национальной валюты. Корреспондент портала Caravan.kz взял комментарии по этому поводу у известного экономиста, политолога и эксперта – Петра Своика.
— Почему в последнее время участились случаи нехватки национальной валюты в обменниках Алматы и Астаны?
— Потому что тот самый валютный рынок, на который опрометчиво понадеялся Национальный банк Казахстана, и, который на самом деле представляет из себя очень узкую совокупность нескольких – всего лишь пары десятков игроков, в силу своей малости вообще работает плохо. А сейчас он просто в спекулятивной истерике и спекулятивной игре. Поэтому сами действия правительства и Национального банка, которые просто шокирующим образом девальвировали тенге, настолько напугали финансовых спекулянтов – игроков на этом рынке, что они перебдели, переложились в доллары настолько, что тенге стал в дефиците.
— Кому это может быть выгодно?
-Это никому не выгодно. Это, во-первых, безумное повторение неумной политики Центрабанка России и правительства, во-вторых, это тупое следование МВФ, которое в данном случает только подрывает национальную экономику. Точнее, это никому не выгодно внутри Казахстана, ни одному субъекту внутри Казахстана это не выгодно. Но это выгодно тем казахстанским и не казахстанским субъектам, которые имеют свои доходы в долларах и откладывают эти доходы заграницей.
— Какой может быть выход из этой ситуации?
— Смена монетарной и экономической политики. Во-первых, это фиксация курса той валюты, которая обслуживают внутреннюю экономику (тенге), в той валюте или корзине валют, в которой осуществляется внешнеэкономическая деятельность Казахстана. Дело в том, что доллар – это точно такая же казахская валюта, как и тенге, и даже более главная. Потому что большая часть экономики Казахстана осуществляется в долларах, а не в тенге. А братья не должны унижать друг друга, попирать друг друга и спекулировать друг с другом. Братья должны быть, независимо от старшинства и от роста, одинаковыми. Курс надо зафиксировать и в рамках этого зафиксированного курса осуществлять то, чего наш Национальный банк не делает уже почти 20 лет, а именно: осуществляет не обменную миссию тенге, а инвестиционную и кредитную миссию.