Тут на себя, любимых, времени не хватает. Не простофили же мы, в самом деле, чтобы бесплатно ухаживать за тяжелобольными, раздавать пищу бездомным, собирать пожертвования для собачьих приютов. Не до бескорыстия — самим бы выжить…
Удивительно для нашего гражданина обстоят с этим дела в США. Здесь ежегодно проходят волонтерские ярмарки, в которых участвуют тысячи студентов, молодых и не очень людей, любого возраста, любых профессий. Мероприятия эти ни в чем не уступают обычным ярмаркам вакансий: руководители общественных организаций, госпиталей, домов престарелых и прочих социальных служб проводят собеседования с соискателями. И на шею первому встречному отнюдь не кидаются. Отбор строг — количество претендентов на бесплатную работу позволяет достаточно жестко отсеивать людей. Но и те, в свою очередь, могут выбрать из сотни организаций то, что каждому ближе. Все, как при поиске «настоящей» работы, только здесь между работодателем и работником не стоит пресловутый денежный вопрос. Никаких извечных опасений: а вдруг не выслушают до конца и не возьмут. Собеседование проходит спокойно, на равных, без нервозности. Об этом мне рассказал очевидец — мой друг, вернувшийся из деловой поездки в Америку. Он был поражен картиной: люди терпеливо стояли в очереди, чтобы попасть в число творящих добро, предварительно доказав свое право на это.
Когда-то в 90-е годы, на заре зарождения наших некоммерческих организаций, в Казахстан приезжали представители многочисленных американских фондов. И складывалось впечатление, что американцы в основном очень милосердные люди, доброта — это часть национального характера. Это, конечно, так. Но в самой глубине благого дела таится маленькая такая личная корысть, в которой нет абсолютно ничего плохого. Например, малоимущие студенты хотят попасть на спектакли, не платя за билеты. Поэтому они помогают организаторам — продают билеты и программки, дежурят в гардеробе, рассаживают людей по местам. Кто-то идет в хоспис, пытаясь убежать от собственного одиночества, чувства «никомуненужности». То есть процесс прагматично полезен для всех сторон. И это замечательно.
Обычно волонтеры не говорят пафосных слов. Нет у них и потребности выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Просто без этого многие уже не представляют своей жизни.
А вот мы как-то обходимся…