Под знаком рака - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Под знаком рака

Под знаком рака

Десять лет назад в республике ежегодно регистрировалось около двух тысяч случаев рака молочной железы.

  • 1 Марта 2004
  • 1279
Фото - Caravan.kz

Сегодня официальная статистика называет цифру в полтора раза больше, но при этом по нашему традиционному принципу «плюс-минус» надо оставлять место на существенный плюс: сколько еще «неучтенных» женщин живут в деревнях, поселках да и городах, не зная — или не подозревая — о своем жутком заболевании. Оптимизация медицины не оставила многим из них шанса даже на диагноз.
Рак груди — как приговор. Это не просто болезнь, это тяжелейшая психологическая травма, ввергающая в затяжную депрессию. Если такой диагноз ставят женщине в 30 лет, то жизнь кажется ей конченой. А сегодня казахстанские медики говорят именно о тревожном симптоме «омоложения» рака груди: если раньше максимальный уровень заболеваемости приходился на 50-60 летний возраст, то теперь самый «распространенный» возраст — это 30-40 лет.
И в поисках причин этого — по большому счету — национального бедствия далеко ходить не надо: вон они коптят ядовитым дымом заводских труб, вон висят свинцовым смогом, вызывающим выкидыши, растекаются ртутными озерами и аукаются семипалатинскими взрывами… Маммологи однозначно связывают рост заболеваемости среди молодых женщин с резким ухудшением экологической ситуации в республике. Если сравнить данные по регионам (опять-таки, довольно условные), то хуже всего дела у представительниц прекрасного пола обстоят в Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и Алматинской областях. Всего же рак груди составляет почти 20 процентов всех злокачественных заболеваний у наших женщин.
Помимо смертоносной экологии и оптимизации отечественной медицины, ликвидировавшей как класс сельских врачей и фельдшеров, существуют еще немало причин, приведших к столь печальному положению.
Сегодня девушки, как известно, довольно рано, в угоду моде, стремятся вступить в половые отношения. Но рожать не торопятся и обычно начинают, очертя голову, глотать противозачаточные таблетки (подружка посоветовала). Меж тем большинство из них являются «тяжелыми» гормональными препаратами, вызывающими необратимые изменения структуры молочной железы. По данным исследований западных ученых, немалую роль в нарушении гормонального баланса организма играет и алкоголь, без которого многие современные барышни не представляют себе секса в частности и жизни вообще. Если принять за основную гипотезу этиологии рака молочной железы его дисгормональную природу, то истории болезни наших молодых пациенток, подтверждают ее весьма убедительно: курение, алкоголь, ранний беспорядочный секс с применением оральных контрацептивов, не подобранных индивидуально, многочисленные аборты…
Но главное, на мой взгляд, даже не это. Главное — это абсолютно первобытная безграмотность и первобытный же страх перед скальпелем. В Соединенных Штатах, над «пунктиком» жителей которых по поводу озабоченности здоровьем мы так любим посмеиваться, каждая девушка наравне с гимном страны и схемой чистки зубов автоматически помнит о регулярном самообследовании груди, массировании ее жесткой щеткой и т.д.
В любой больнице — плакаты со схемами, в любом туалете — бесплатные брошюры с рекомендациями. Результат — самый высокий в мире процент выявления болезни на ее ранней стадии, что является залогом успешного лечения без хирургического вмешательства. Что у нас? Глубокая тундра. Во-первых, никто не учит элементарным основам самодиагностики простейшим методом пальпации. Даже если тетенька случайно наткнулась на уплотнение, что она предпринимает? Американка, англичанка, австралийка (далее по алфавиту) опрометью побежит в лучшую клинику. Наша соотечественница либо испуганно попытается забыть (авось, само рассосется), либо отправится к целителям, способным, согласно их объявлениям и шепоткам «излеченных», избавить абсолютно от всех болезней. Увы, бабоньки, онкология пока, несмотря на великую силу самовнушения, им неподвластна. А драгоценное время уходит, коварная болезнь стремительно прогрессирует…
С целью определить наличие опухоли на ранней стадии и опередить ее развитие, во всех цивилизованных странах существуют скрининг-программы. Мимо ни одна живая женская душа не проскочит! При выявлении малейшей патологии женщина сразу же зачисляется в группу риска, и регулярно проходит тщательное обследование. Это вовсе не означает, что она непременно заболеет раком, но государство предпочитает подстраховаться, и гражданки относятся к этому с пониманием, да и себе дороже. Нам пока о такой — банальной, в общем-то, процедуре можно только мечтать.
Не хватает специалистов, нет оборудования. То, что имеется в Казахстанском институте онкологии и радиологии, требует постоянного обновления дорогостоящих реактивов, которые, к тому же, необходимо приобретать за рубежом. Нетрудно догадаться с трех раз, что средств на это не отпущено. Даже если кто-нибудь захочет, заплатив 20 долларов, сдать анализ под длинным названием «гистоимуннохимический», это далеко не всегда возможно. Хотя в принципе это должны делать все женщины, у которых обнаружено даже призрачный намек на уплотнение в груди.
Самая больная проблема, извините за тавтологию, для онкобольных нашей страны это получение квоты на бесплатное лечение. Закон гарантирует им это, а экономическое положение как государства, так и гражданина не позволяют реализовать означенное право. Плюс катастрофический бюрократизм — ведь наша медицина так и не смогла избавиться от бумажной работы, параллельной основной — лечению больных (причем не всегда понятно, какая же из них главнее).
Вот типичный пример: женщина из депрессивного поселка заподозрила что-то неладное в своем организме. В областном центре ей поставили диагноз и велели ехать в Алматы на лечение. Наивно полагая, что достаточно будет предъявить больную грудь, как ей тут же выделят койку в стационаре, она так и сделала. Но никто не бросился бережно брать ее под белы руки, как в американском кино. Оказалось, что необходимо собрать целый том справок, заключений и направлений — но на месте, а вдруг она грудь по дороге подменила? — и ждать очереди на квоту. Но ждать в областном центре. Расстояния в сотни километров и состояние кошелька больной никого из людей в белых халатах не волновали. Денег у нее хватило только на обратный билет. Что с ней, предполагаемой, но вполне реальной героиней стало? Какую статистику она пополнит? Или в умершем поселке, в котором нет работы и зарплаты и который вот-вот покинет последний терапевт, ей просто будут колоть морфий, и рак сожрет ее в считанные месяцы — он умеет делать это быстро.
Почему же никого из государственных людей высокого уровня не волнуют судьбы вот таких провинциалок, возможно, никогда не слышавшим слова маммолог, но очень мечтающих жить. Хотя бы и с унизительным протезом вместо предмета былой гордости.
Рак молочной железы занимает первое место среди онкозаболеваний казахстанских женщин. По самым осторожным прогнозам специалистов, к 2005 году уровень заболеваемости может вырасти в два раза. Медики считают, что если государство немедленно не озаботится этой проблемой — и не просто распишет очередную программу на бумаге, но выделит реальные деньги на ее реализацию, в частности, на бесплатный скрининг, случится и в самом деле страшное.
Страна превратится в раковый корпус — женский…