В этой зерносеющей области сгнило, под дождем и снегом превратилось в грязь и труху — подумайте только! — миллион двести тысяч тонн зерна урожая прошлого года…
Я вначале подумал, что ослышался. Миллион двести тысяч тонн зерна — это ведь что-то невероятное, грандиозное!
Это урожай какой-нибудь небольшой европейской страны. Этим зерном можно было бы спасти от голода и целый год кормить миллиона полтора людей в какой-нибудь бедной стране мира. И это только одна область, а есть еще другие наши житницы — Петропавловск, Костанай… Там тоже сгнили миллионы тонн зерна — сгнили бездарно, без пользы и смысла.
В такой ситуации мне на ум пришло немало ассоциаций. И та, что подобное безумие происходит в год Великой Победы, для которой тысячи и миллионы людей по всему СССР голодали, потому что хлеб отдавали фронту. И ведь не так давно — мои родители были тогда детьми и много рассказали мне, как они хлебнули голодных военных и послевоенных лет, месяцами не видели хлеба, ели лебеду и черемшу. До чего же мы дошли в нашем «хозяйствовании», что позволяем погубить такое количество хлеба, где наши память и совесть?
Гитлер и Сталин были, конечно, тиранами. Но если бы в их время произошло такое, они немедленно расстреляли бы все руководство Минсельхоза, с руководителями области впридачу. И мало бы кому такое решение показалось неадекватным.
Сегодня у нас не война и, к счастью, тоталитарные режимы ушли в прошлое. Но разве это оправдание таким вопиющим безалаберности и некомпетентности?
Зачем выращивать столько зерна, если его все равно не могут продать? Кто ответит за миллионные потери крестьян и государства?
А если зерно все же вырастили — почему его хотя бы не переработать внутри страны? Можно сделать из него комбикорм и кормить им скот: на сгнившем зерне могли бы работать десятки откормочных площадок, свинокомплексов. Можно, на худой конец, переработать его на спирт и заправлять им автомобили — все будет польза! Но так, без толку и смысла сгноить миллионы тонн зерна, а самим рапортовать о достигнутых успехах — этому просто нет названия!
После наблюдения и размышления над горьким катаклизмом, что происходит в нашем сельском хозяйстве, мне приснился сон. Снилось мне, как представительная комиссия лощеных господ из казахстанского Минсельхоза прибыла на очередное поле с проверкой. Но тут вдруг загремел гром, засверкали молнии, разверзлась земля — и поглотила всю комиссию, во главе с министром Куришбаевым… А потом раздался громовой голос Земли-матушки: «Все! Больше ни зернышка, ни колоса не получите, пока не научитесь беречь то, что я вам с такими муками рождаю! Объявляю забастовку!»
Проснулся я в холодном поту… Может, думаю, нам самим как-то этих господ … подвинуть? Отставка — самое малое, что они заслужили.