Левое отвечает за аналитическое и логическое мышление, речь, позволяет оценивать события и явления, то есть делать мир понятным и предсказуемым. Правое контролирует образное, творческое мышление, интуицию. Благодаря ему, мы мечтаем, фантазируем и узнаем что-то новое.
Необъяснимые смены настроения, потребность в творчестве или упорядоченности жизни, колебания при выборе решения или настойчивость в достижении цели — многие индивидуальные черты человека связаны с особенностью работы мозга. Два полушария постоянно взаимодействуют друг с другом, но одно из них является ведущим и подчиняет себе активность другого. Человечество вообще делится на две неравные части: лево- и правополушарные людей. Для большинства ведущим является именно левая часть мозга, поэтому так много тех, кто доверяет лишь рациональным расчетам и отметает эмоции. Куда меньше граждан творческих, мыслящих образами.
Это — хрестоматия, написанная 150 лет назад. Но, естественно, исследования таинственных свойств мозга не прекращаются и по сию пору. Недавно ученые доказали, что правое полушарие моментально и целостно воспринимает информацию, интуитивно устанавливая связи между фактами, а левое, не спеша обрабатывает ее, выделяет причинно-следственные связи и систематизирует факты. Оно как бы дробит картину мира на детали и в каком-то смысле упрощает мир, и это позволяет нам легче адаптироваться в нем и планировать будущее.
«Однако сегодня мир меняется настолько быстро и радикально, что выжить мы сможем, лишь развивая интуитивное познание, чтобы воспринимать новое целостно и быстро», — утверждает Люк Брандера, математик и философ, крупнейший исследователь механизмов творческой деятельности. Он призывает общество «реабилитировать» правое полушарие — со свойственными ему интуицией, чувством ритма, цветов, звуков. Но пока во всем мире по-прежнему выше ценятся левополушарные профессии и навыки. Школьные программы ориентированы на людей с доминирующим левым полушарием: обучение основано на аналитическом и логическом, а не творческом подходе. Современная «левая» цивилизация, недооценивая значение интуитивного познания, рискует превратить дитя природы в дитя прогресса с характеристиками робота. Об отечественных школьных программах и учебниках я умолчу — все уже сказано до меня…