Ту-134А (регистрационный номер 65129, 1978 года выпуска) выполнял регулярный пассажирский рейс. Промежуточным пунктом назначения был аэропорт Баландино в Челябинске. На его борту находились 84 пассажира, в том числе 16 детей и 6 членов экипажа. Большинство пассажиров возвращались домой из отпуска. За штурвалом крылатой машины сидели далеко не новички: командир экипажа, пилот 1-го класса имел налет 6157 часов, второй пилот — 7824 часа, штурман более 14 тысячи часов, бортмеханик — 8903 часов.
…Эту трагедию хорошо помнят старожилы пригородных поселков: авиакатастрофа произошла примерно в 36 километрах юго-западнее аэропорта Алматы, в предгорной местности. На гранитном памятнике высеченные стрелки часов застыли на роковой отметке: 23:17.
-Было уже темно. Я вышел на улицу, потому что собака выла. Через несколько минут раздался страшный взрыв, звон, небо осветило зарево, а через некоторое время ветер донес запах горящего керосина, — вспоминает 79-летний житель Алматинской области Амангельды Куатович. – Пламя виднелось за несколько километров. Было страшно. Многие тогда подумали, что на нас сбросили бомбу. Местные жители отправились в район авиакатастрофы уже утром. Рассказывали, что в радиусе 500-700 метров валялись горящие обломки машины. Там работали военные, милиция, было много людей с лопатами, какими-то приборами, носилками. Любопытных гоняла милиция, так как опасались мародеров. Якобы, чемоданы, сумки лежали почти не тронутые. Слухи ходили разные. Говорили, что казанский экипаж летел в Алма-Ату впервые, не знал особенности нашей местность и потому самолет врезался в гору. Была версия, что виноват диспетчер, который направил не в ту сторону самолет. Тогда по телевидению ничего не показали, люди пересказывали друг другу все, что услышали от знакомых, тех, у кого родственники работали в алматинском аэропорту. Вообще, самолеты в бывшем Союзе падали часто, но все эти катастрофы скрывались, не предавались огласке, как сейчас.
Первого сентября, через сутки после трагедии, центральные газеты Казахской ССР опубликовали небольшое сообщение Министерства гражданской авиации СССР о том, что «30 августа в районе аэропорта Алма-Аты произошла авария пассажирского самолета Ту-134, выполнявшего рейс по маршруту Казань – Челябинск – Алма-Ата. Пассажиры и экипаж погибли. Причины аварии расследуются специальной комиссией».
Сухое официальное сообщение напечатала и газета «Советская Татария», так как экипаж Приволжского управления гражданской авиации – командир воздушного судна, второй пилот, бортинженер, штурман, две бортпроводницы и многие пассажиры, были жителями города Казань.
— В этом самолете разбилась наша соседка, у нее осталась маленькая дочь, — вспоминает алматинка Людмила Ким. – Тогда на ее похороны пришел весь микрорайон. Люди плакали, несли цветы…
Работы на месте авиакатастрофы продолжались несколько дней. Их затрудняли вязкий горный грунт, который с трудом преодолевала даже военная спецтехника, и сильная жара.
— Солдаты – молодые ребята, люди, которые там работали, падали в обмороки, так как стоял ужасный запах, фрагменты тел, самолета приходилось выкапывать из земли, — вспоминают бывшие работники наземной службы аэропорта. – Ту-134 на высокой скорости срезал верхушку горы и взорвался. Вряд ли кто-то бы здесь выжил – керосин горит при температуре более 800 градусов…
После этого происшествия под Алма-Атой подразделения управления гражданской авиации Казахской ССР получили приказ: увеличить высоту круга при заходе на посадку с 500 до 900 метров. Разбившийся Ту-134 вышел за пределы ограничительных пелингов, снизившись ниже опасной отметки.
Как следует из архивных материалов расследования, экипаж Ту-134 получил указание от диспетчера аэропорта освободить зону для посадки другого самолета – Ил-62, так как «тушка» (Ту-134. – Ред.) по ошибке вышла за пределы воздушного коридора.
Экипаж «Ту-134» начал разворот и углубился в горы. Диспетчер в это время был занят посадкой Ил-62 и не контролировал полет казанского экипажа почти полторы минуты. Когда сработала система предупреждения опасного сближения с землей, экипаж попытался выяснить, что же происходит, и лишь через 23 секунды начал набор высоты. Как показала расшифровка «черных ящиков», возможно, пилоты заметили гору в последний момент. Но шансов выправить ситуацию уже не было.
По заключению комиссии, катастрофа произошла в результате грубых нарушений диспетчером круга и экипажем установленной схемы снижения и захода на посадку на аэродром Алма-Ата при выполнении полета за ее пределами на высоте ниже безопасной для данного района. Были также нечетко определены границы зон взлета и посадки аэродрома и безопасных высот полета с учетом горного рельефа местности. Как отмечается, выполнение полета осложнили ночные условия, некачественно проведенная предпосадочная подготовка экипажа, недостаточно четкие знания района аэродрома, нарушения правил и фразеологии радиообмена, технологии работы экипажа и диспетчера службы движения, и другие. «Расследованием вскрыты недостатки в организации работы службы движения аэропорта Алма-Ата», — говорилось в материалах.
Эта авиакатастрофа – не единственная под Алма-Атой. С 1939 по 1991 годы здесь разбилось около 20 пассажирских и военных самолетов. Наиболее громкие, повлекшие большое количество человеческих жертв, произошли в 1941, 1965, 1977 и 1980-ые годы.
Ту-134 – один из самых массовых пассажирских лайнеров бывшего СССР, разработан в конструкторском бюро Туполева и считается ветераном отечественного авиапрома. Первый полет состоялся в 1963 году. Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. Всего вместе с опытными и предсерийными образцами построено 852 самолета различных модификаций. Ту-134 активно поставлялся в страны соцлагеря. В результате катастроф и терактов разбились 78 самолетов.
Первая катастрофа Ту-134 произошла в 1971 году в городе Риеке. При заходе на посадку разбился борт югославской авиакомпании, из 82 человек выжили только пятеро. В 1986 году в ЮАР потерпел крушение Ту-134, погибли 18 человек. В том же году при подлете к немецкому аэропорту Шенефельд разбился самолет «Аэрофлота». 69 человек погибли, 12 получили ранения. В 1992 году — авиакатастрофа при посадке в аэропорту Иваново, погибли 82 человека. В 1994 году в Московской области Ту-134 столкнулся со стратегическим бомбардировщиком Ту-22 М, погибли восемь человек. 24 июня 1995 года в аэропорту столицы Нигерии – Лагос, при посадке загорелся Ту-134, погибли 10 человек. В 2004 году в Тульской области жертвами авиакатастрофы стали 35 пассажиров и девять членов экипажа «тушки».