Нужен ли Казахстану закон «О благотворительности»? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нужен ли Казахстану закон «О благотворительности»?

Нужен ли Казахстану закон «О благотворительности»?

Лишь около 1% казахстанцев постоянно занимаются благотворительностью. По данным Charities Aid Fondation, Казахстан в 2014 году занял 101 место из 135 стран в мировом рейтинге. С 2010 года государство поднялось на 10 баллов, в то время как Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан занимают места в диапазоне 23-34. Одна из причин – в этих странах уже длительное время действуют законы о благотворительности.

  • 12 Марта 2015
  • 2371
Фото - Caravan.kz

В данное время? в мажилисе парламента РК обсуждают проект закона «О благотворительности». Аналитическая группа «КИПР» собрала за одним столом экспертов, бизнесменов, общественников и разработчиков этого законопроекта, потому как вопрос о регулировании в Казахстане благотворительной деятельности назрел давно, пишет Радиоточка.

Концепцию проекта закона, над которым работали 3 года, презентовал депутат мажилиса парламента Николай Кузьмин. Цель документа – создать правовую базу в сфере оказания помощи тем гражданам страны, которые в силу различных обстоятельств оказались в трудных жизненных условиях. Важно законодательно установить обязанности как для получателя этой помощи, так и для благотворителя, считает депутат.

Основным оппонентом народного избранника выступила руководитель ОФ «ДОМ» Аружан Саин, которая считает, что этот закон пока вообще не нужен, тем более, в том виде, в котором его предлагают мажилисмены. Во-первых, он не содержит самого главного — стимулирование и поощрение бизнеса со стороны государства за благотворительную деятельность.

«Было бы больше пользы, если бы, например, физическое лицо, которое 5% своего дохода тратит на благотворительность, освобождалось хотя бы символически от уплаты налога на транспорт. Это просто пример. Или, допустим, «государство стимулирует путем становления и присуждения государственных наград и почетных званий». Любые налоговые бонусы были бы для бизнеса гораздо более привлекательными. Сейчас до 3% от уплаты КПН освобождается компания. Но это очень мало. Если есть компания, которая готова больше денег тратить, она при этом налоги с этого платит. Это все тоже непонятно», — считает Аружан Саин.

Кроме того, есть очень много частных компаний и фондов, которые категорически против гласности, они помогают своими личными средствами и не хотят, чтобы об этом кто-то знал. Однако в законопроекте предлагают принцип «гласности».

О том, что в законе необходимо прописать стимулирование бизнеса говорит и член президиума Национальной палаты предпринимателей РК Талгат Доскенов.


«Посмотрите на структуру экономики: 8% — крупные компании, 15-16%- средние компании. Всё остальное, мелкий бизнес – индивидуальные предприниматели, это физические  лица. Но меня никто не стимулирует. От акимата приходит бумага, я подпольно пару мешков картошки, муки отдаю, потому что налоговый комитет не принимает, 3% не достаточно. Поэтому пол-телевизора, которые я отдаю в детский дом, это мои налоги. Мне это не выгодно. Соответственно, помощь оказывают «в чёрную» — говорит эксперт.

По мнению директора консалтинговой компании Almagest Айдархана Кусаинова, законопроект разрабатывали с точки зрения государственного управления. Например, человек хочет и может кому-то помочь, а ему навязывают принцип «прозрачности и гласности». В правовом поле с появлением закона появится много обязательств и никаких преференций.

Салтанат Мурзалинова–Яковлева обратила внимание на пункт закона, касающийся благотворительности физических лиц – статье о волонтёрстве.

«Есть большая необходимость закрепить этот статус, нашим волонтерам иногда говорят, что вы никто. Есть благополучатель – родитель, есть те, кто могут им помочь, а есть те люди, которые боятся чего-то и закрывают доступ. В итоге мамы говорят, у нас памперсов нет, а нам чиновники от медицины сигнализируют, что всё нормально, мы выдаём, а мы даже проверить не можем. Дело не в нашем ущемлённом достоинстве, а в том, что в итоге помощь человек не получил», — говорит Салтанат.

Член попечительского совета Фонда Сорос-Казахстан Аида Досаева, продолжая тему волонтёрства отметила, в США 26% занятого населения занимается безвозмездной помощью не потому что они такие добрые, а потому что есть мотивация и система поощрения. В Казахстане же этого нет.

В ходе обсуждения юрист ОФ ДОМ» Юрий Юрин обратился с просьбой к разработчикам — с этого законопроекта прекратить использовать принцип: «Давайте закон примем, а потом доработаем».