Беженцы с Украины, прибывшие на территорию Ростовской области после начала военного конфликта, радуются тишине по вечерам, с ужасом вспоминая о последних днях перед отъездом. Загадывать на будущее люди не берутся и только молятся Богу о скорейшем возвращении родственников с Украины живыми и невредимыми.
После начала спецоперации киевских властей с юго-востока Украины в Россию хлынул поток беженцев, основная волна которых пришлась на приграничную Ростовскую область. Сегодня в регионе размещено уже почти 7,3 тысячи украинских граждан. Одно из первых мест, куда с начала июня началось заселение беженцев, — лагерь "Дмитриадовский" в Неклиновском районе области.
За две недели лагерь успели отремонтировать на скорую руку и быстро укомплектовать и даже "переукомплектовать" по некоторым блокам. На сегодняшний день, по информации руководства лагеря, у них размещено 574 человека, из которых 274 — дети. Большинство — беженцы из Славянска и Луганской области.
По словам одной из новых жительниц лагеря — Ирины, из Донецкой области они с мужем и ребенком переехали на днях. "Там стало уже невозможно, днем только самолеты летают, а вечером появляются военные и начинают стрелять… После восьми часов уже и на улицу никто не выходит, как комендантский час получается поневоле", — рассказала она, добавив что ее ребенок перестал спать по ночам и начал бояться громких звуков.
Другая беженка из Луганской области Елена, которая переехала в Ростовскую область с двумя маленькими детьми, также старается поменьше думать о прошлом. "Эти взрывы, стрельба — кошмар просто. Здесь по крайней мере тихо по ночам и спать можно спокойно", — поделилась она.
Все больше украинцев хотят жить и работать в России, сообщает ФМС. Но добраться до тихого уголка в последнее время становится все сложнее. "Рейсовые автобусы, которые ходили на границу, просто отменили. А таксисты раньше брали за проезд от центра до границы 35 гривен, а теперь не меньше 500. Чтобы жить, нужно заплатить вначале", — рассказала беженка из Свердловска Луганской области Анна.
Ее новая знакомая — Людмила добавила, что перед выездом в Россию она попыталась обменять в банке гривны на рубли, но их там просто не было. "Здесь-то нас кормят, поят, вот только звонить мужу дорого очень. В Свердловске все сим-карты с пакетом "Киевстар", по которому дешевле звонить, уже раскупили", — посетовала она. В то же время, по ее словам, им сильно помогают волонтеры, которые периодически пополняют их счета на телефонах, чтобы они могли связаться с родственниками, оставшимися на Украине.
Тут не стреляют
Волонтеры же организуют и досуг для детей. "Днем у нас футбол, а вечером дискотеки", — похвастался 17-летний Андрей из Донецка. Подружки Таня и Маша (12 и 14 лет) тоже на безделье не жалуются. "Нам тут экскурсию проводили по поселку, показывали школу, в которой мы, может быть, будем учиться", — рассказала Таня. Школа девочкам понравилась, но все же они надеются вернуться в старую, где остались их друзья. "Тут хорошо, не стреляют, но скучаю по подружкам", — добавила Маша.
К развлечению детей подключилась и митрополия. Глава соцотдела местной епархии РПЦ иерей Евгений Осяк рассказал, что они уже договорились с городским аквапарком о том, чтобы группами вывозить туда детей. Бесплатно принять детей согласился и "Трогательный зоопарк", который дети смогут посетить в самое ближайшее время.
Туманное будущее
Родители беженцев в то же время решают, что делать с трудоустройством и оформлением документов. По информации представителя пункта ФМС, развернутого на территории лагеря, к ним обратилось несколько десятков человек, 35 из них уже подали заявления на предоставление временного убежища. Служба занятости, в свою очередь, проводит анкетирование на предмет трудоустройства. Всего, по их данным, около 100 человек оформляют документы для новой работы.
Такие небольшие по сравнению с общим количеством беженцев цифры госслужащие объясняют тем, что многие все же надеются вернуться на родину, и тем не менее загадывать никто не берется. "Хотели вернуться, а теперь уже не знаем, что делать. Страшно загадывать. Молимся, чтобы оттуда живыми все вернулись", — рассказала беженка Нэля из Донецкой области.
Зима не за горами
Если беженцы пока строить планы не решаются, руководство лагеря это делать обязано. По информации директора лагеря Виктора Пархоменко, экстренная ситуация внесла коррективы в их работу. В частности, ранее в лагерь было продано 300 путевок, и первые плановые заезды уже начнутся в конце июня. Чтобы решить проблему с размещением, экстренно начался ремонт корпусов, которые пустовали уже более 10 лет. "Шесть бригад работают, все восстановить успеем", — сказал Пархоменко.
Он добавил, что второй на очереди вопрос — установка отопления. "У нас есть один "зимний" корпус на 250 мест, куда можно провести отопление, и столовая. Будем их утеплять, чтобы на всякий случай здесь зимой можно было оставаться, если придется", — уточнил он. Если вопрос с размещением граждан Украины не решится до заморозков, то как минимум половину беженцев придется размещать в других лагерях с большим количеством мест, рассчитанных на зимнее пребывание.