Казахстанские заводы ТБО перерабатывают менее 1 % скопившихся отходов - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанские заводы ТБО перерабатывают менее 1 % скопившихся отходов

Казахстанские заводы ТБО перерабатывают менее 1 % скопившихся отходов

На последнем в этом году пленарном заседании Мажилиса с запросом о ситуации с переработкой твердых бытовых отходов к Премьер-министру РК обратился депутат Парламента Турсунбек Омурзаков.

  • 30 Декабря 2013
  • 1612
Фото - Caravan.kz

Накануне «праздничных каникул» представитель парламентской фракции Коммунистической народной партии Казахстана рассказал о проблемах с утилизацией ТБО.

— Турсунбек Казенович, почему вопрос с переработкой ТБО вы ставите именно сейчас?

— Если мы не изменим ситуацию с переработкой ТБО, то нас ждет очень плохая перспектива. Ежегодно 3,5 млн. тонн отходов накапливается, 96 млн. тонн – уже, по примерным расчетам, накопилось. Что нужно сделать, как изменить эту ситуацию? Думаю, это — очень большая проблема. Сейчас наши полигоны уже переполнены. Единственный полигон, который соответствует экологическим требованиям, находится в Астане. Если к этому вопросу подойти хозяйственно, и научить людей разделять отходы на твердо-бытовые и на пищевые, получился бы большой бизнес. Этот рынок оценивается в 120 млрд. долларов. Мы переходим к «зеленной экономике», и в 2017 году мы будем проводить ЭКСПО. Переход к «зеленой экономике» означает: переработайте сначала мусор, а потом говорите обо всем остальном. Если у нас кругом будет мусор, если его не перерабатывают, то какой пример мы можем показать?- задает риторический вопрос Турсунбек Омурзаков.

По официальным статистическим данным, на которые ссылается мажилисмен, в 2012 году из 3,6 млн. тонн собранных отходов только 6 тыс. (или менее 1 %) было передано мусороперерабатывающим заводам и компаниям, занимающимся переработкой мусора.

— Государственные стимулы должны быть, чтобы переработкой занимались соответствующие компании, а людям возвращались деньги за тару, так называемый «депозитный обмен». У нас раньше как-то бутылки собирали, сейчас что-то этого не вижу. Раньше собирали макулатуру, я сейчас не знаю, собирают ли? То есть это — большие ресурсы, которые просто выбрасываются миллионами тонн. Государство должно принять соответствующие законы и регулировать эту сторону, — считает мажилисмен.

— Должны ли включаться услуги по переработке мусора в тариф на его вывоз?

— Накладывать эти расходы только на потребителей – неправильно. Во всех цивилизованных государствах эта отрасль дотируется и поддерживается. Необходимо понимание, что лучше помочь этому заводу какими-то средствами, и научить население делить мусор. Соответственно, мусорные баки не должны быть общими, куда складывается все подряд. А у нас получается, как какая-то кампания пройдет по мусору – все этим занимаются, кампания прошла — и все забыли. Это должно быть надолго и постоянно, должно быть нормальным образом жизни.

— Сейчас в Астане кое-где появились контейнеры, куда складывают энергосберегающие (ртутьсодержащие) лампы. Кто-то перерабатывает этот опасный мусор?

— По моим данным по всей стране собирается и перерабатывается мизерный процент всех ртутьсодержащих ламп. За эти заводы надо взяться, должен быть какой-то общественный контроль. Ведь ртуть относится к первому классу опасности!

По данным депутата от КНПК, в стране было построено два современных завода по переработке твердых бытовых отходов: в Алматы и в Астане. В то же время, судьба этих заводов остается неопределенной. Тем временем около 40% коммунальных отходов казахстанцев составляют непищевые отходы (стекло, макулатура, пластмассы, металл), которые можно перерабатывать и вновь направлять в хозяйственный оборот.

— Сложившаяся ситуация, связанная с неразвитостью отрасли переработки бытового мусора не позволяет использовать потенциал образующихся бытовых отходов, — уверен депутат.

— По вашему мнению, завод по переработке ТБО должен быть в каждом городе?

— Для начала хотя бы в каждом областном центре. Это — деньги, которые мы выбрасываем. Сколько пластмассы мы выбрасываем, сколько стеклотары – это просто хищническое использование наших возможности. Мы говорим об индустриально-инновационном развитии, надо выделять средства и на отрасль переработки ТБО. Не надо превращать его в государственное предприятие, надо поощрять частный бизнес в этом вопросе. Так делается во всем цивилизованном мире, и наше государство в этом направлении должно предпринимать конкретные усилия. Тогда будет конкретный результат.

— Может это связано с тем, что в Казахстане обширная территория? Люди отъезжают пару километров от города и выбрасывают мусор, в том числе и строительный?

— Сейчас выезжаете из Астаны в сторону Павлодара — кругом пакеты летают, как это может быть? Притом, что столичный полигон – первый, соответствующий нормам. Мне страшно подумать, что творится в других городах. Вы никогда не обращали внимание на мусор вдоль трассы? Бутылки, пластмассовые банки, ужас. Все от того, что мы не приучили наших людей наказанием, и наказывать надо существенным образом. Чтобы народ понимал, как, например, в Сингапуре: если ты выкинул мусор в неположенном месте, тебе штраф — 1 тыс. долларов. Людей нужно воспитывать, а экономические методы у нас — самые действенные. Если мы не выйдем из грязи, о какой культуре может быть речь? Как мы можем иностранных туристов приглашать сюда? Как развивать туристический кластер, если у нас такой беспорядок. Одними лозунгами делу не поможешь! Нужно делать государственную политику, надо принимать соответствующие законы, чтобы это дело было серьезно и надолго, — настаивает Турсунбек Омурзаков.

В зарубежных странах сфера переработки бытовых отходов является одной из прибыльных. Рынок переработки ТБО развитых стран оценивается примерно в 120 млрд. долларов США. Наиболее крупные из них — рынки США — 46,5 млрд. долл., Европы – 36 млрд. долл., Японии – 30,5 млрд. долл. А вот на какую сумму перерабатывают ТБО заводы Казахстана, выяснить так и не удалось.