Главней всего погода в доме - Караван
  • $ 488.91
  • 532.62
+8 °C
Алматы
2024 Год
5 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Главней всего погода в доме

Главней всего погода в доме

Банально до рези в глазах (это про заголовок). Но ведь - правда, правда, правда.

  • 14 Декабря 2005
  • 1535
Фото - Caravan.kz

В Казахстане будет разработана новая семейная политика. Впрочем, что значит новая, если никакой старой не было?
Так вот теперь будет. Возвести семейную политику в ранг внутренней и чуть ли не международной, — решили депутаты. Говорят, без тактики и стратегии государственных масштабов все мероприятия будущего года, провозглашенного годом семьи, окажутся неэффективными.
Страна пошумит яркими концертам, окунется в многочисленные конкурсы, раздаст подарки особо нуждающимся семьям и на этом все закончится.
Семье же с ее хроническими проблемами нужны концептуальные решения: серьезная поддержка государства и статус социального института.
Дурной пример заразителен
Как быстро будет выработана семейная концепция государственного значения? Этот вопрос звучал на круглом столе, проходившем недавно в Алматы. Вопрос был признан риторическим, потому как сегодня еще не ясно, кто, как и с какой стороны «возьмется» за семью, какие аспекты жизни «первичной ячейки» станут основополагающими: социальная помощь, психология взаимоотношений, культурные традиции или обеспечение рабочими местами матерей-одиночек?
Единственное, что известно наверняка: наша семья, как и заграничная, находится в кризисе. Количество разводов растет, рождаемость снижается, а брошенных детей становится все больше и больше.
Аида Альжанова, исполнительный представитель UNEPA в Казахстане, считает, что есть несколько классических причин, вызывающих кризис семьи. Называет низкий уровень личной ответственности, отсутствие жилья, безработицу, нехватку культуры планирования жизни. Вместе с тем говорит, что, несмотря на международный образ несчастной семьи, стране предстоит разработать свою, уникальную политику по ее спасению.
«28 октября наша делегация принимала участие в конференции в Берлине «Казахстан через прогресс женщин», — рассказывает она, — к нам подходили иностранные эксперты и убедительно просили не копировать заграничные варианты семейной политики. Объясняли, что путь многих стран к семье был ошибочным. Чиновники думали, будто очень важно укреплять семью, разрабатывали меры, обеспечивающие ее устойчивость, говорили о гендере и рождаемости. Однако время показало, что бесполезно искусственно «цементировать» то, что разваливается изнутри. Семья как раз считается таким образованием, которое держится на чем-то внутреннем. Поэтому попытки усилить семью извне оказались бесполезными. Стало ясно, что людей надо учить создавать семейную гармонию самим, изнутри. Именно этот принцип, как главный, должен быть заложен в основу семейной политики. Таковы были напутствия матушки Европы молодому Казахстану. Иностранцы разных стран признавались, что они пытались строить совершенные государства, а построили общества одиноких людей. Нам не стоит повторять их ошибки».
Ищите мужчину
Не удивляйтесь, это не восточная вычурность, а всего лишь острая необходимость. И дело не в дефиците мужчин как таковых, хотя и этот факт в проблемах семьи присутствует. Речь совсем о другом…
Жарылкап Калыбай, учредитель общества «Отбасы», один из немногих мужчин, присутствующих на круглом столе, решительно выступил за возрождение семьи, которое обязательно состоится, если мужчины станут более ответственными: за кого или перед кем?
Его наблюдения за семьей говорят о том, что мужчина уходит из семьи не в поисках нового счастья, а чаще всего — сбегает от проблем. При этом общество, само того не желая, провоцирует семейных мэнов на безответственные поступки. «Посмотрите, — предложил господин Калыбай, — даже в комиссии по делам семьи и женщин при президенте отсутствует упоминание о мужчинах, — и предложил поразмышлять, за что конкретно мужчина несет ответственность в семье: за здоровье детей, за воспитание или образование, может быть, за пропитание?»…
И если ни один из пунктов не ложится в полной мере на его плечи и совесть, то мужчина выталкивается из семьи. Он — свободен. Он ни за что не отвечает, ни перед кем. Что в результате имеет общество? Неполные семьи. К тому же половинчатых семей становится все больше и больше. Поэтому перед обществом стоит задача номер один — привлечь мужчину в семью. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Национальная комиссия по делам семьи и женщин в Казахстане перестала быть чисто женской. На днях ее переименовали в национальную комиссию по делам семьи и гендера при президенте РК. Правда, об этом несколько лет говорили только женщины, они же настояли на переименовании. Но это не имеет никакого значения. Важно, что теперь мужчины и женщины получили равные права, возможности, свободы и ответственность перед семьей. Теоретически. Практически стране понадобится минимум 365 дней, дабы объяснить мужско-женскому обществу, что такое настоящий казахстанский гендер.
Мир семьи
Как выяснилось на круглом столе, неправительственные организации, ближе всех стоящие к семье и лучше других знающие ее трудности, оказались озабочены совсем другим семейным вопросом, а именно: как сделать семейные ценности государственными, сформировать культ семьи и возродить ее как институт социализации личности?
Галия Бакирова, директор центра социальной поддержки семьи «Дана» считает, что реанимировать семью могут не общие рассуждения, а конкретные комплексные программы. Одна из таких уже предложена этим центром городскому акимату, одобрена и включена в государственный заказ.
Проект называется «Мир семьи». Приоритетными выбраны направления духовно-нравственного воспитания, проблемы занятости, семья без насилия, развитие семейных патронатных служб (родительские клубы, психологические центры, социально-правовые структуры). Также в программе обозначены культурно-досуговые и просветительские мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, информационно-консультационные службы при акиматах и центрах занятости.
Отдельная работа планируется с молодыми семьями и студенческими семейными клубами. Сотрудники центра «Дана» надеются, что они в лице НПО, бизнес-структур, СМИ и чиновников найдут партнеров и программа окажется не столько «страшной и трудной», как это может показаться на первый взгляд. Скептики спрашивали у Галии Бакировой, разве может какая-то годичная программа изменить общественные стереотипы относительно семьи, ведь на формирование новых ценностей нужен не один год, а самое малое — десять. Она отвечала, что если ничего не делать, то вообще ничего не изменится. Признавала, что для лечения семьи одного года мало, но главное — начать.
Семья по-научному
Психологи, в какой-то мере призванные спасти семью, также были приглашены на обсуждение семейных проблем. Они-то и сделали сенсационное заявление. Оказывается, семье будет трудно помочь, если исследования межличностных отношений не будут поставлены на научную основу.
Майра Кабакова, психолог, была потрясена тем, что в Казахстане на сегодняшний день нет ни одной научной работы о семье. Отсутствует достоверная статистика, помощь семьям оказывается локально, без учета научных тенденций развития семейных моделей. Между тем каждая семья имеет как минимум три подсистемы, в которых могут разыгрываться настоящие трагедии. И в то время как Европа уже давно говорит об этом, тщательно выверяя модули «супруг-супруга», «родители-ребенок» и «сиблинги — отношения между детьми», Казахстан топчется на месте, рассуждая о минусах и плюсах патриархальной семьи. Как мы непростительно отстали!
Психологи призвали общество к фундаментальным исследованиям в данной теме. Когда страна будет вооружена цифрами и фактами, а также закономерностями и тенденциями, можно будет говорить о семейной политике. В противном случае забота о семье снова станет липовой, а политика — фиктивной.
Представители СМИ в свою очередь предложили провести мониторинг газетно-журнальных полос различных изданий и непредвзято подсчитать, какое количество площадей отдано под освещение вопросов семьи, психологии взаимоотношений и воспитания детей. Такой мониторинг без слов расскажет, что государство через СМИ давно расставило свои акценты. В них нет семьи. Один из издателей, присутствующий на круглом столе, признался, что уже шесть лет подряд пытается выиграть государственный грант на издание семейной газеты, но у него ничего не получается.
Среди лотов на государственные средства нет семейной тематики. Семейная политика проигрывала внутренней политике и внешней. Но выиграло ли от этого общество?