26 августа в Минске произойдет событие, которое может дать шанс прекратить войну на юго-востоке страны. В этот день в столице Белоруссии должна пройти встреча лидеров стран Таможенного союза (ТС/ЕАЭС) с Петром Порошенко при участии представителей Евросоюза.
Сам по себе формат встречи революционен, и вряд ли даже самый смелый эксперт мог представить его еще месяц назад.
Лукашенко и Назарбаев как шерпы мирного процесса
Что все-таки подтолкнуло президента Украины к поездке в Минск (радикальные украинские СМИ уже успели обвинить Порошенко в «предательстве национальных интересов» и грозят ему то новым Майданом, то «походом на Киев)?
За крайне быстро меняющейся ситуацией на Украине как-то уже подзабылось, что Порошенко был избран президентом Украины как человек, обещавший решить проблему юго-востока мирным путем.
Эскалация боевых действий в Донбассе с очень большими жертвами с обеих сторон (включая и гражданское население) объективно вытесняют Порошенко на обочину политической жизни Украины и делают его крайне уязвимым для нападок радикалов.
Немедленный мир нужен Донбассу, но не меньше он нужен и Петру Порошенко.
И вроде бы Порошенко проявляет готовность к договоренностям с юго-востоком. «Украина хочет мира», — заявил он в Николаеве.
Но пойти на прямые полномасштабные переговоры с «народными республиками» и Россией для Петра Порошенко было бы политическим самоубийством. Ему как воздух нужны были посредники, которые могли были начать процесс переговоров.
Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев решили взять на себя эту крайне нелегкую миссию.
О посреднической миссии Лукашенко известно немало (хотя сам президент Белоруссии не любит, когда его называют «посредником»).
Еще на инаугурации Порошенко в конце мая этого года он очень осторожно, но настойчиво говорил о необходимости мирного решения кризиса на Украине.
Лукашенко последовательно позиционировал Минск как основную переговорную площадку по решению украинского кризиса.
И предстоящая 26 августа встреча в Минске – безусловный прорыв белорусской дипломатии, который, с одной стороны, выгоден России, с другой – делает Лукашенко более приемлемым переговорщиком для ЕС.
О роли миротворческой роли дипломатии Казахстана и самого Нурсултана Назарбаева известно много меньше, но казахстанский президент с момента инаугурации Петра Порошенко постоянно был с ним на связи и всегда выражал крайнюю обеспокоенность трагическим развитием ситуации на юго-востоке Украины.
Весьма вероятно, что у президента Казахстана есть свой план урегулирования украинского кризиса (вспомним, кстати, что с осени 1991 года именно Назарбаев крайне активно работал над разрешением кризиса вокруг Нагорного Карабаха, и масштабные боевые действия там все-таки были прекращены).
И Александр Лукашенко, и Нурсултан Назарбаев как люди, выросшие в СССР, очень тяжело переносят трагедию в некогда братской Украине, и готовы приложить все усилия для прекращения братоубийственной войны.
ЕС – сторона переговоров или куратор для Киева?
Накануне Петр Порошенко заявил, что 26 августа он вместе с «мощной командой» в составе трех высоких представителей ЕС едет в Минск «говорить о мире». То есть Порошенко еще до начала переговоров хочет предъявить Москве и ТС в целом некую «единую позицию Киева и Брюсселя».
Понятно, что блеф – один из старейших дипломатических приемов, но что реально ждет от встречи в Минске Брюссель?
Накануне переговоров в белорусской столице в Киев прилетит федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель. Судя по некоторым ее заявлениям, Берлин хочет занять равноудаленную позицию как от Москвы, так и от Киева.
Еще находясь в Германии, Меркель сделала два крайне важных заявления: «Мы не будем посылать солдат для разрешения конфликта в Украине», – сказала канцлер. И добавила, что Германия намерена «предоставить шанс дипломатии» для разрешения конфликта в восточной Украине.
В принципе такая позиция – ставка на дипломатические, а не военные методы решения украинского кризиса – полностью созвучна предложениям Москвы. Но захочет ли ЕС в своем видении мирного урегулирования на Украине учитывать позицию России, или все сведется к фактическом ультиматуму?
Вопрос пока остается открытым и, видимо, сам Брюссель еще не до конца определился со своей позицией.
Торговля и газ
Встреча в Минске помимо вопросов политического урегулирования на Украине дает уникальную возможность обсудить торговые отношения в формате ТС – Украина – ЕС.
Позиция ТС озвучена давно: таможенная тройка справедливо опасается, что Украина, подписав соглашение об ассоциации с ЕC, станет каналом для массового реэкспорта европейских товаров.
После введения Москвой санкций против ряда товаров из Европы российские власти опасаются, что на ее партнеров по ТС – Минск и Астану (и Белоруссия и Казахстан сейчас ведут переговоры о присоединении к ВТО) – будет оказываться особое давление с целью добиться ввоза на их территорию запрещенной продукции.
ЕС явно готовится к долгим торговым переговорам как в целом с ТС, так и с Казахстаном и Белоруссией.
Состав делегации Брюсселя в этом плане весьма показателен: в переговорах примут участие верховный представитель ЕС по иностранным делам Катрин Эштон, еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт и зампредседателя Еврокомиссии Гюнтер Эттингер (он курирует вопросы энергетики в ЕС).
И как ни парадоксально, в вопросах энергетики Москва и Брюссель могут попытаться оказать совместное давление на Киев с целью решить вопрос о газовом долге Украины российскому Газпрому и обеспечить стабильный транзит российского газа в ЕС осенью 2014 – зимой 2015 года.
Так что переговоры обещают быть крайне непростыми и с весьма интересными поворотами.
Также весьма примечательно, что в минских переговорах, по крайней мере официально, не будет участвовать делегация США, хотя весьма вероятно, что украинская делегация в первую очередь будет консультироваться по основным вопросам с Вашингтоном и лишь потом выслушивать мнение Брюсселя.
Евразийский дебют
Переговоры в Минске примечательны еще и тем, что они станут внешнеполитическим дебютом формирующегося ЕАЭС.
Никогда раньше Москва, Минск и Астана не выходили на столь важные переговоры фактически с единой позицией. Вполне логично, что весьма успешная экономическая интеграция в рамках ТС неизбежно вызывает потребность и в интеграции политической.
Наверное, правильно, что предстоящие переговоры в Минске не имеют четко оговоренной повестки: ТС, Украина и ЕС смогут обсудить (возможно, и в неофициальном формате) максимально широкий круг проблем и, вероятно, нащупать контуры будущих договоренностей.
Наверное, ожидать быстрого прорыва от предстоящих переговоров было бы излишне оптимистично, но встреча в Минске может положить начало полномасштабных переговоров.
Объективно все предпосылки для них давно созрели.