Политологи не исключают политизацию социальных протестов в Казахстане - Караван
  • $ 520.91
  • 544.25
-6 °C
Алматы
2025 Год
23 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Политологи не исключают политизацию социальных протестов в Казахстане

Политологи не исключают политизацию социальных протестов в Казахстане

Эксперты Института политических решений не исключают политизацию социальных протестов в Казахстане.

  • 18 Марта 2013
  • 3005
Фото - Caravan.kz

Об этом говорится в исследовании ИПР, передает CA-News.
Делая прогнозы на весну 2013 года, политологи отмечают, что в связи с созданием ЕНПФ возникает вопрос его контроля. Ресурсы, которые будут аккумулированы в ЕНПФ, потенциально могут сделать руководителей фонда ключевыми игроками на казахстанском фондовом рынке. Это, в свою очередь, несет риски массированных финансовых спекуляций с их стороны, а также к инвестированию средств фонда в акции аффилированных компаний с последующим выводом активов из страны.

Также отмечается, что анонсированное руководством Агентства по делам государственной службы создание единой онлайн-базы для отслеживания перемещений служащих способно вызвать в обществе критику в связи с непрозрачностью процесса мониторинга. Запланированная трехуровневая система доступа к информации приведет к тому, что на практике для широкого доступа останется минимум информации, на основании которого невозможно будет оценить направления кадровых перемещений.
По мнению аналитиков, заслуживает внимания прецедент по улучшению социального самочувствия, созданный клубом меценатов в Костанае. Погашение коммунальных долгов малоимущих семей, при тщательности отбора действительно нуждающихся, выступило мероприятием, укрепляющим доверие к местным административным структурам. Однако властям стоит принять во внимание, что данная модель может использоваться исключительно в разовом порядке на республиканском уровне в случае возникновения чрезвычайных происшествий социального характера, несущих риски широкого негативного информационного резонанса.
Политологи не исключают, что информационный вброс о планах Glencore приобрести ENRC появился в СМИ как реакция на новый виток расследования в отношении команды Бергея Рыскалиева.

«Одной из целей данного вброса может быть провокационное привлечение внимания к предполагаемой сделке национал-патриотической общественности. Аналогичная ситуация происходила в июне 2011 года, но тогда от Glencore последовало опровержение с тонкой формулировкой, не исключавшей в дальнейшем сделки по поглощению ENRC. В этот раз от ENRC также последовало опровержение, но ситуация с периодически возникающими вокруг корпорации слухами явно не исчерпана», — поясняют в ИПР.

Кроме того, в ИПР указывают на то, что снижение верхней границы социальных выплат по беременности рассматривается и подается его противниками и заинтересованными лицами как мера по извлечению государством средств для проведения масштабных имиджевых мероприятий, включая «ЭКСПО-2017», «Универсиаду-2017» и т.д. Хотя данная мера не связана с этими национальными проектами, сам факт выстраивания подобных рассуждений свидетельствует о наличии кризиса доверия к власти.
Показательным является несанкционированный митинг женщин в Алматы, прошедший против изменения законодательства, снизившего пороговые значения социальных выплат по беременности и родам. Протестные проявления происходили также в Астане, ранее отличавшейся лояльностью и политической пассивностью населения. Между тем, госорганы неоправданно взяли своеобразную паузу, видимо, надеясь, что волна недовольства уляжется сама собой. В данной ситуации бездействие Правительства может спровоцировать политизацию социальных протестов, заключают в ИПР.

Говоря о главных событиях февраля, в ИПР отмечают: главным трендом стало то, что за масштабными перестановками в бюрократическом аппарате незамедлительно последовали действия по реформированию правоохранительной и пенсионной систем. Второй тренд – усиление внимания власти к вопросам религиозной политики и борьбы с экстремизмом. Республиканским центром предпринят решительный шаг – проведены досрочные выборы нового лидера Духовного управления мусульман.

Третий тренд – новый виток расследования экономических преступлений бывшего руководства Атырауской области, отмечают политологи. «Некоторое затишье, длившееся последние 2-3 месяца, может объясняться следующими факторами: должностным лицам, причастным к хищениям бюджетных средств, было дано время на материальную компенсацию нанесенного ущерба, которым они не воспользовались, что и вызвало ответную реакцию из Центра; следственные органы натолкнулись на значительное сопротивление местных элит, в результате чего темпы расследования замедлились. В результате потребовался дополнительный стимул со стороны Астаны для интенсификации следственных действий», — считают в ИПР.

Четвертый тренд, на который указывает ИПР, – усиление полицейских функций государства. Неоднозначный имидж силовых органов формирует вокруг реформы МВД негативный контекст – предпринимаемые инициативы демонстрируют крайнюю озабоченность полицейских за собственную безопасность, причем в роли потенциального «агрессора» рассматриваются рядовые граждане. Усугубляет ситуацию регулярная вовлеченность силовиков в различные происшествия криминального характера (ДТП, должностные преступления и т.п.).