Собрав нескольких известных российских политологов и значительную часть казахстанского экспертного бомонда, он стал заметным событием, дав возможность участвующим в нем сторонам как бы «сверить часы» накануне президентских выборов в том вопросе, что включен в название мероприятия.
Очень ясно и прямо высказался московский политолог или, как часто именовали данную фигуру, политтехнолог, Глеб Павловский.
От имени российской стороны, говоря о «цветных революциях» как таковых, без привязки к какой-либо конкретной стране, он заметил: «Наша позиция в отношении революций — никаких революций».
В связи с этим: «…мы с особой надеждой смотрим на предстоящие выборы в Казахстане, где существует баланс конституционных процедур, демократической воли основных участников избирательного процесса и нынешнего руководства страны».
Но при этом г-н Павловский призывал не забывать, что есть силы, заинтересованные в «институциональной дестабилизации страны и в манипуляции региональным развитием», и они достаточно сильны.
Развить и подтвердить оценку, данную г-ном Павловским предвыборной ситуации в Казахстане, давало возможность центральное выступление круглого стола — депутата Дариги Назарбаевой. Она начала с цитаты знаменитой британской «железной леди», Маргарет Тэтчер:
— Я не верю, что в какой бы то ни быль стране, не обладающей соответствующими условиями и опытом, будь она азиатской или не азиатской, возможно ввести демократию одним махом, не рискуя натолкнуться на проблемы.
Произошедшие в этом году события в соседних с Казахстаном республиках подтверждают это, — продолжила г-жа Назарбаева. Были сделаны попытки «очень спорный опыт» революций в Грузии и на Украине воспроизвести в Киргизии и в Узбекистане, с известными последствиями. Так, андижанские события были настолько серьезны, что даже стали толчком к развитию региональных систем безопасности. Но актуальность для постсоветского пространства политических процессов в Центральной Азии не стала в результате этого меньше, наоборот — президентская кампания в Казахстане делает ее еще большей.
— Мы видим, как в ходе предвыборной кампании сталкиваются стремление к демократизации страны со стремлением определенных групп к власти и к переделу собственности, как стремление общества к большей открытости, повышению роли гражданского общества сталкивается с нежеланием чиновников идти навстречу людям. Наше понимание проблем общества привело к созданию Народной коалиции Казахстана, союза основных партий в поддержку демократических перемен, подъема благосостояния людей, более справедливому распределению богатств, борьбы со злоупотреблениями чиновничества. Выборы для нас — это путь к расширению гражданского общества, расширению полномочий парламента и местного самоуправления, к началу реализации национальной программы демократических реформ, — заявила г-жа Назарбаева.
Политические преобразования должны опираться на социальные достижения, на ощущение населением реального улучшения своего положения.
В связи с этим на круглом столе были обнародованы ключевые моменты программы, которую политик назвала «дорожной картой» демократического развития Казахстана. Среди первоочередных социально-экономических мер в ней предусмотрено обеспечение людей землей и жильем.
Казахстанцы должны бесплатно получить 1 миллион участков земли по 10 соток и столько же социальных государственных квартир. Ремонт ветхого жилья также должен осуществляться за счет государства. Такие меры действительно позволили бы резко ослабить проблему бедности и даже более — понизить пресловутое социальное расслоение в Казахстане.
Но помимо этих предложений в программе будет содержаться и следующее: установление единой минимальной почасовой ставки зарплаты, которая, согласно проведенным расчетам, должна составить 135 тенге.
Как заметила г-жа Назарбаева, это тот минимум, на который может выйти наша страна, а установление законодательного размера почасовой оплаты на этом уровне поможет решить вопрос о «белых» зарплатах.
Параллельно должны быть решены основополагающие вопросы дальнейшего развития страны и общества — закрепление на законодательном уровне невозможности реприватизации, безусловная защита частной собственности, в каких бы масштабах она не заключалась.
Зато следует взять курс на «поэтапный перевод национальных богатств в собственность государства, только делать это следует продуманно, избегая поспешных шагов, используя рыночные механизмы».
Кроме чисто социальных и социально-экономических предложений в программе, фактически представленной Даригой Назарбаевой, есть и политический блок.
Причем его необходимость была объяснена так: у некоторой части политической элиты есть соблазн отказаться от политических преобразований, что является «опасным заблуждением».
— Без изменения роли парламента, без налаживания обратной связи между властью и гражданским обществом, без общественного контроля над действиями власти, без повышения роли местного самоуправления и наполнения местных бюджетов, то есть без политической реформы, серьезно поднять жизненный уровень людей не удастся, — заявила депутат парламента.
Под политической реформой понимается приближение государства к народу, а ее основные направления включают в себя повышение роли представительных органов власти, поэтапный переход от президентской к президентско-парламентской республике; подотчетность правительства парламенту; развитие местного самоуправления; реформирование судебной системы через создание института независимых судей; законодательную фиксацию участия институтов гражданского общества в разработке и экспертизе законов и государственных программ; государственную поддержку институтов гражданского общества, обеспечение свободы СМИ; повышение роли партий в политической системе общества; переход к совмещенной пропорционально-мажоритарной системе выборов представительных органов власти.
Вряд ли вне этого перечня остались не затронуты принципиальные моменты политической модернизации.
Еще один важный аспект развития общественно-политической ситуации в Казахстане был прокомментирован г-жой Назарбаевой в ответ на вопрос известного российского политолога Андраника Миграняна. Он спросил о якобы существующих планах тотального перехода делопроизводства в республике на казахский язык, на что г-жой депутатом было заявлено следующее:
— Действительно были попытки в Алматы, например, с нового года перевести делопроизводство на казахский язык. Эксперимент этот не состоялся и не состоится, потому что есть норма Конституции, которая закрепляет двуязычие — государственный казахский и официальный русский.
Поэтому информация , что Казахстан планирует тотальный перевод делопроизводства на казахский — это дезинформация.
Тем самым российская сторона, коль скоро именно она была наиболее широко представлена на круглом столе известными публичными фигурами, как бы получила заверения в главном, что, согласно словам того же г-на Павловского, беспокоит Москву. Речь о стабильности, без каких бы то ни было «рывков» и «перекосов», чреватых «цветными революциями».
Ничего этого в Казахстане, в случае проведения политики, которая позволит реализовать программу, озвученную Даригой Назарбаевой, быть не должно.