Деньги на старость - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+19 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Деньги на старость

Деньги на старость

Казахстанские пенсионные фонды по-прежнему ограничены в возможностях увеличения своей доходности. Проблема поднимается перед правительством руководством фондов не первый год, но до сих пор не нашлось решения, которое удовлетворило бы всех.

  • 21 Октября 2005
  • 941
Фото - Caravan.kz

И вот, наконец, Кабмин обеспокоился растущими финансовыми потерями пенсионных фондов и повернулся к наболевшей проблеме не традиционно пускаемой в ход в таких случаях частью тела, а, что называется, лицом, создав специальную комиссию при Минфине, чья задача — выработать необходимые предложения.
Ситуация складывается парадоксальная: объемы средств пенсионных фондов растут с каждым годом все стремительнее, становятся сопоставимыми уже с национальным бюджетом — к началу этой осени активы накопительных пенсионных фондов составляли 583,8 млрд. тенге, увеличившись с начала года почти на 100 млрд. тенге. А зарабатывают они (с тем, чтобы опередить инфляцию и получить хороший доход) — все меньше.
Лежащие без движения, без нормального инвестирования, пенсионные деньги не только лишают экономику необходимых для развития средств, но и создают угрозу для будущих пенсионеров — ведь инфляция, пусть и самая умеренная, за 20-30 лет может уничтожить любую сумму, если она не включена в реальный финансовый оборот, а содержится «в кубышке».
Во всем мире основную долю финансовых инструментов пенсионных фондов составляют инвестиции в ценные бумаги.
Однако в Казахстане эта доля на протяжении ряда последних лет постоянно снижается. Специалисты связывают это с разными причинами, важнейшие из которых — неразвитость казахстанского фондового рынка, дефицит по-настоящему надежных и доходных ценных бумаг, в том числе бумаг акционерных обществ и национальных компаний, серьезные ограничения, которые накладывает на управление активами пенсионных фондов существующее законодательство и ряд других.
Анализ ситуации показывает, что в коренной модернизации нуждается вся система внутреннего фондового рынка, и что беды и проблемы пенсионных фондов сегодня логически вытекают из недостатков ее эмитентов и инвесторов.
Даже крупные национальные компании отнюдь не горят желанием выставить на фондовом рынке свои ценные бумаги, что, кстати говоря, является одним из главных предложений, выработанных комиссией Минфина.
Рекомендации комиссии сводятся к тому, чтобы совершить действительно коренной переворот в инвестировании этих компаний: не через республиканский бюджет, как это делалось все последние годы, а через выпуск компаниями ценных бумаг и продажу их на фондовом рынке.
Для этого Минфином сейчас разрабатывается специальный механизм, по которому капитализация национальных компаний будут осуществляться практически полностью за счет биржевой торговли своими ценными бумагами.
Национальным компаниям подобное предложение весьма не нравится, поскольку эмиссия акций или облигаций предполагают максимальную открытость хозяйственной деятельности и финансовых потоков любого хозяйствующего субъекта рынка — а на такое далеко не каждая компания согласна пойти!
Сегодня эта информация является коммерческой тайной и важнейшим инструментом в конкурентной борьбе, ее тщательно берегут. Открытость — это угроза недобросовестным управленцам, тем, кто уже привык использовать возможности и капиталы компании с немалой пользой для себя.
Кроме того топ-менеджеры национальных компаний выдвинули такой аргумент: выход на биржу со своими ценными бумагами означает определенный риск утраты контроля над деятельностью компании.
И у этого опасения, надо признать, есть немалые основания. Дело в том, что сегодня на фондовом рынке Казахстана сложилась такая ситуация, когда крупные инвесторы покупают солидные пакеты акций того или иного предприятия, а потом их не продают. Спекулятивная составляющая биржевого рынка ценных бумаг сегодня весьма низка, и это отмечают как отечественные, так и зарубежные специалисты. Таким же образом, крупные инвесторы удерживают у себя облигации, выпущенные компаниями, до последнего срока, до погашения. И вообще такие сделки, как правило, имеют единичный характер и не смогут оказать существенного влияния на инвестиционный рынок.
Правительство, со своей стороны, возражает, считая, что такие опасения не имеют под собой основания. Поскольку компании могли бы выпускать привилегированные акции, которые не дают права инвесторам участвовать в управлении.
Объем таких ценных бумаг на рынке низок и нацкомпании сумели бы получать за них достаточно средств для своего текущего финансирования.
В сущности, правительство таким образом старается убить двух зайцев: «связать» хоть часть огромных свободных средств, накопленных в пенсионных фондах и перенести тяжесть финансирования национальных компаний с государственного бюджета на фондовый рынок, причем сделав упор именно на корпоративные ценные бумаги — акции и облигации компаний.
Косвенным, но весьма характерным свидетельством того, что это продуманная, стратегическая линия правительства, является тот факт, что вот уже на протяжении полугода государство последовательно снижает свое присутствие на фондовом рынке, заявив, что его задача — сделать основным инструментом денежно-кредитной политики депозиты.
К сентябрю объем ценных бумаг, циркулирующих на рынке, сократился на 56,3 млрд. тенге, причем, прежде всего за счет сокращения объема краткосрочных нот Национального банка.
Пенсионные фонды давно уже поднимают вопрос о возможностях выпуска муниципальных ценных бумаг, которые могли бы стать еще одним объектом их инвестирования.
Но Минфин осторожничает, поскольку это должно напрямую увязываться с бюджетами разных уровней, взаимными финансовыми обязательствами разных муниципалитетов и государства, с субвенциями дотационным регионам и изъятиями средств у благополучных в финансовом отношении.
Связать все это в единую систему, при сегодняшней жесткой централизации бюджетной политики — требует огромных усилий, но Минфин, как заявляют его представители, рассматривает и эту возможность.
Пенсионные фонды снова и снова поднимают вопрос расширения своих прав в управлении активами. Существующие ограничения на размещение пенсионных средств в международные финансовые инструменты привели к тому, что их доля в инвестиционном портфеле ПФ с 2003 по 2005 год снизилась с 16% до 6,5%.
В принципе государство заявляет, что пенсионные фонды сами не используют предоставленные им возможности вложений средств в иностранные ценные бумаги. Однако, по мнению ПФ, государство обставляет эти возможности столь тягостными условиями, что пенсионным фондам становится абсолютно невыгодно идти на внешний рынок, хотя зачастую там и доходность выше, да и средств в целом несоизмеримо больше.
Потенциальный объем этого рынка оценивается специалистами в 80-85 трлн. долларов, но существующие ограничения не позволяют сегодня казахстанским ПФ активно осваивать средства. Государство в отношении пенсионных фондов по-прежнему отдает предпочтение надежности, а не доходности.
А это значит, что проблема остается висеть над всеми ПФ и в обозримом будущем.