«Комсомолка» разбирается, что это за новое чудо техники и чем нам грозит перспектива жить в мире, где каждый желающий сможет изготавливать на дому пистолеты.
После того как американский оружейник-энтузиаст Блю Хейв зарядил в свой карабин АR-15 обойму патронов Remington 22-го калибра, друзья на всякий случай посторонились, а тир затих. Ведь стрелять он собрался из оружия, которое только что… напечатал дома на принтере.
— Сейчас все это пластмассовое чудо разнесет к чертовой матери, — шептались пессимисты. Шепот утих после того, как оружейник всадил из пластмассового ружья в мишень около сотни пуль — без задержек в стрельбе.
Технология, как говорится, ушла в народ. Пистолеты уже пытаются печатать чуть ли не в общежитиях. Так, студент юридического факультета Университета штата Техас в Остине Сэм Уилсон взял в аренду трехмерный принтер с целью напечатать на нем огнестрельное оружие. Позже, если образец окажется удачным, он хотел получить федеральную лицензию на производство оружия, что нужно для реализации стволов. А делать его для себя в Америке можно и так, без лицензий.
Юрист собрал на проект 20 тысяч долларов в Интернете. Эти деньги самодеятельный оружейник планировал потратить на разработку технологии печати пистолетов и на создание интернет-ресурса, который бы позволял всем желающим обмениваться 3D-схемами оружия, и затем печатать их самостоятельно, на дому. Впрочем, компания, сдавшая ему принтер в аренду, во избежание ненужных рисков предпочла вскоре принтер забрать. А юрист заявляет, что «ничего противозаконного в его действиях нет».
НАПЕЧАТАЕМ — БУДЕМ ЖИТЬ!
А ведь даже обычные принтеры и ксероксы лет эдак двадцать пять назад считались предметами опасными. Они стояли на строгом учете в милиции. Да и как же не контролировать аппараты, на которых можно копировать что угодно — от самиздата до долларовых купюр!
Похоже, скоро эти времена вернутся: ведь на новых моделях 3D-принтеров, которые печатают не текст, а объемные, трехмерные предметы, научились делать оружие. Настоящее, способное убивать.
Вообще 3D-принтеры могут стать самой модной фишкой нового десятилетия, покруче айфонов. Что только на них уже не делают — недавно «напечатали» целый дом вместе с коммуникациями, включая унитаз. В принципе принтер соответствующих размеров может печатать дом сразу вместе с обстановкой, включая картину на стене в золоченой резной раме. Сразу с патиной на позолоте и трещинками от времени на полотне. Правда, пока такая «копия» обойдется подороже оригинала кисти Рембрандта. Но и мобильные телефоны еще не так давно были дорогим удовольствием…
КАК И ЗАЧЕМ ЭТО РАБОТАЕТ
Принцип 3D-принтера довольно прост. Если в классическом производстве обычно берут кусок материала и отрезают лишнее, то наш герой Блю Хейв основал технологию, которая послойно добавляет материал к изделию, создавая детали сколь угодно сложной трехмерной конфигурации. Самые простые принтеры работают на одном рабочем веществе (как правило, это термопластичные материалы), продвинутые используют сразу несколько веществ, а самые навороченные, работающие в ваку-уме, могут работать и с металлами, используя напыление, слой за слоем, но это очень специальные и дорогие машины. Большие промышленные установки умеют печатать формы для отливки в них изделий из металла или, скажем, пресс-формы для пластмасс. Размеры их самые разные — от настольных моделей до таких, на которых можно печатать объекты размером с небольшой дом.
Специалисты говорят, что 3D-принтеры вряд ли когда-либо заменят обычные станки. Зато они идеальны для изготовления макетов, образцов, опытных и экспериментальных изделий и вообще там, где надо сделать одну штуку и посмотреть, что получилось.
Разумеется. чтобы печатать, нужны электронные чертежи.
СДЕЛАТЬ ПИСТОЛЕТ — ЭТО ПРОСТО!
Специалисты говорят, что сложность изготовления оружия в домашних условиях сильно преувеличена. Не случайно сайты с такими рецептами недавно попали под запрет. Простейший огнестрел можно сделать хоть из куска водопроводной трубы. Кстати, первые пушки были вообще из дерева — от этого пошли русское слово «ствол», так как у нас их долбили из цельного дуба, и английское слово «баррел» — бочка, ствол орудия — британцы собирали пушки из дубовых брусочков и скрепляли обручами.
Я стала выяснять у знающих людей, как они оценивают перспективы домашнего оружестроения. У нас это — удел энтузиастов, не все из которых бандиты, но посадят-то всех! Теперь им будет проще, объясняют знатоки оружейного рынка, поскольку есть страны, где гражданам делать оружие не запрещено, а кое-где можно и торговать им без лицензий. Достаточно найти в такой стране единомышленника с доступом к принтеру и отослать ему по электронной почте свои чертежи.
Но это не значит, что энтузиасты-надомники отберут хлеб у серьезных производителей. Рецепты изготовления взрывчатых веществ вполне доступны в Инете — однако диверсанты и террористы используют, как правило, заводскую взрывчатку, а не сомнительный порошок домашнего приготовления. Видимо, то же самое ждет и новую отрасль самодеятельных оружейников.
КОМПЕТЕНТНО
Эрудит Анатолий ВАССЕРМАН: «Копирайт уже устарел»
— Нынешняя система поощрения творческой деятельности опирается на копирайт — право ограничивать копирование результатов творчества. Она существует менее двух веков, но уже устарела. И не только потому, что сейчас поощряет в основном не самих творцов, а перекупщиков этого права. Куда важнее то, что она противоречит основному отличию человека от остальных животных — способности учиться не только на собственном опыте и наблюдениях за другими, но и на рассказах о чужой деятельности. Ограничивая доступ к таким рассказам, мы отбрасываем человека обратно в животное состояние.
Что же касается объемных принтеров, то понятно: печать изделия на них в любом случае останется дороже промышленных методов — как распечатка книги на домашнем принтере в любом случае дороже ее же печати на высокопроизводительном типографском станке. Тем не менее наличие таких принтеров окажется ограничителем аппетитов перекупщиков ограничений права копирования, и те не смогут вздувать цены до предела своей фантазии. Так что объемные принтеры — важный шаг на пути от копирайта к более разумным и полезным путям вознаграждения творцов.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Оружейник-энтузиаст, известный под именем Блю Хейв, с опытов которого мы начали, давно работает над проектом, целью которого является создание технологии стопроцентной 3D-печати огнестрельного оружия. Пока, по словам Хейва, главной проблемой 3D-печати остается ствол: даже у самого прочного пластика есть только треть желаемой прочности. Можно сделать ствол толще, и его не порвет… но он получается дорогим и одноразовым — после первой серии выстрелов его можно выбрасывать и ставить новый.
Многие зарубежные серверы сейчас добровольно препятствуют свободному распространению конструкторской документации на оружие, но файлы все равно доступны — и будут доступны, пока в мире не запрещен Интернет в целом. С этим придется считаться. Наверное, власти следует загодя подумать об энтузиастах этого дела, чтобы наш новый потенциальный Калашников мог бы попробовать свои силы в оружейном ремесле, не рискуя попасть за решетку. А разного рода криминальные элементы не смогли до его разработок добраться. Предотвратить распространение этой технологии вряд ли удастся — нужно научиться ее контролировать. А учитывая головастость и рукастость нашего народонаселения, а также скорость, с которой сейчас распространяются новые технологии, учиться надо уже сейчас.
Источник: Комсомольская правда