Бешбармак на Южном полюсе - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+11 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бешбармак на Южном полюсе

Бешбармак на Южном полюсе

В начале июня этого года выйдет фильм о первой научной казахстанской экспедиции на Южный полюс, которую осуществило Казахское географическое общество.

  • 28 Мая 2012
  • 2090
Фото - Caravan.kz

Об этом пишет в газете «Аргументы и факты Казахстан» журналист Олег Белов.

Три специально подготовленные машины стартовали из аэродрома «Ново» российской станции Новолазоревская и достигли южного полюса 14 декабря 2011 года, в день 100-летия покорения самой южной оконечности Земли Руалем Амундсеном и в канун 20-летия независимости Казахстана. Путь был преодолён за 108 часов, и этот результат вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый автопробег к Южному полюсу. Казахстанская экспедиция преодолела более 4 600 километров безжизненного пространства, производя заборы проб снега и льда, замеры радиационного фона, состава воздуха. Руководителем экспедиции и непосредственным её вдохновителем был председатель президиума Казахского географического общества Нурлан Абдуов.

— Нурлан Канатович, проходил ли эту дистанцию кто-то прежде на автомобилях?

— Этот маршрут проходили на автомобилях и раньше. Но мы стали первыми казахстанцами, кто преодолел этот маршрут, и мы сделали это быстрее всех. Кроме того, мы реализовали научную часть программы экспедиции.

— Были ли моменты, когда экспедиция была на грани срыва?

— Приходилось на сорокаградусном холоде менять колесо, колдовать со смазкой автомобиля, ведь ближайший автосервис находится в Южной Америке. Серьёзную опасность представляли трещины. Они образуются ежегодно в результате сползания материкового льда в сторону океана. Это естественный физический процесс. Обнаружить их под плотным слоем снега очень сложно. Некоторые экспедиции используют специальные сканеры на ультразвуке, которые движутся перед машиной на расстоянии пяти метров и могут выявлять скрытые трещины. Мы обошлись без такого оборудования. У нас была карта с указанием традиционных мест концентрации разломов. Есть маршруты, которые используются для преодоления этих участков. Особую внимательность приходилось соблюдать в горах. Стоит отметить, что Казахстан относится к числу самых холодных стран, нам не привыкать к 40-градусным морозам, и проходить климатическую подготовку можно даже в Астане.

— Антарктида является одним из индикаторов климата на Земле. Что показали ваши наблюдения?

— Сезон 2011-2012 был аномальным в плане погоды. На обратном пути в районе 76-й широты мы попали в очень сильный циклон, что для Антарктиды не типично. Там постоянно дуют ветра, низкие температуры, но циклонов не наблюдалось. Как правило, теплый воздух не заходит вглубь континента. Циклон — это смешение теплых воздушных масс с холодными. В результате этого усиливается ветер и выпадают осадки. Мы обсуждали это с работниками станции Новолазоревской, которые работают там по 10 лет. Они сказали, что в их практике подобное произошло впервые. Это может быть знаком того, что глобальное потепление начинает проявляться в Антарктиде. Мы на себе испытали, что массы теплого воздуха уже способны проникать в заполярные широты и влиять на погоду всего континента. Возможно, это является отголоском предстоящих изменений в климате Земли.

— Вы выступаете за присоединение Казахстана к договору об Антарктиде. Что это даст нашей стране?

— Среди участниц этого договора — Россия, Украина, Беларусь. Страны-участницы договора имеют право проводить научную работу в Антарктиде. Наша экспедиция стала одним из первых шагов к тому, чтобы войти в этот договор. Антарктида — уникальный континент, располагающий огромным научным потенциалом. Это касается не только климата, но и истории Земли, современных процессов, происходящих на планете, а также её будущего. Кроме этого, белый материк, который по площади равен двум Австралиям, обладает значительными запасами полезных ископаемых. Это можно видеть в оазисе Шермахера, где расположена станция Новолазаревская и где земля не покрыта льдом. Там можно наблюдать торчащие из земли огромные куски кварца, что говорит о богатых минеральных запасах.

— Насколько сложно снимать видео в Антарктиде? Когда будет готов ваш фильм?

— Снимать в Антарктиде очень сложно. Приходилось утеплять видеокамеру. В составе нашей команды был Василий Мозжухин, который много лет занимается профессиональной фото- и видеосъёмкой. Он также был врачом — это его первое образование. Василий снимал весь наш путь и сейчас заканчивает работу над фильмом, который будет готов к началу июня. Мы проведём презентацию в одном из кинотеатров Алматы. Мы уже смотрели рабочий материал, и, думаю, казахстанцы увидят много интересного. В фильме найдут отражение самые яркие и драматичные моменты этой экспедиции. Он выйдет на трёх языках — казахском, русском и английском. Мы будем также вести переговоры о том, чтобы показать его по телевидению.

— Чья была идея сделать бешбармак на южном полюсе?

— Эта идея возникла у нас сама собой. После тяжёлого перехода хотелось сделать что-то своё, домашнее. Для нас, представителей Казахского географического общества, покорение полюса — великий праздник. В лагере, где мы остановились, были подходящие условия для приготовления горячих блюд. Мы нашли неплохую плиту в закрытом помещении и газ в достаточном количестве. Что особенно радует в Антарктиде — в любое время года там нет проблем с морозильными камерами. Продукты сохраняются идеально. Это добавляет вкуса. Мы угостили нашим национальным блюдом французов, японцев — всех тех, кто базировался с нами по соседству. Таким образом, мы приготовили самый южный бешбармак, что, кстати, также можно занести в Книгу рекордов Гиннесса.