Казахстан может оказаться у разбитого корыта, расширяя доступ иностранным СМИ на свой рынок. Это увеличивает отток капиталов по рекламе из страны, что в свою очередь влияет на качество производства собственного контента. Кроме того, мало кто задумывается о том, что зарубежная экспансия ведет к подрыву казахстанской информационной безопасности. В данный момент, ситуация очень серьезная – телеканалы терпят большие убытки, деля своего рекламодателя с иностранными СМИ, сообщает корреспондент медиа-портала Караван.kz.
Что это значит? В первую очередь то, что за границу каждый год уходит существенная часть бюджета от телевизионной рекламы, составляющей около 120-130 миллионов долларов в год. Благодаря этим потерям сокращается доля собственного продукта, зато увеличивается вещание иностранного.
«Я не против какой-либо формы сотрудничества, в том числе и в телевизионной сфере. Но они должны быть выгодны нам. Что касается телевидения, здесь это касается и информационной безопасности. Нужно, безусловно, учитывать эту ситуацию. Защита собственной информации – преуспели в свое время в этом британские и американские СМИ. Многие из них были, как раз, с это целью и созданы – это их основная цель – промывка мозгов. Победа в холодной войне на Советским Союзом была обеспечена главным образом с помощью своих средств массовой информации, которые на самом деле на Западе давно уже являются средством пропаганды. В России только в последнее время научились защищать себя. Мы должны тоже уметь делать это. Государство должно понимать эту важнейшую роль», — говорит вице-президент Гражданского альянса Казахстана и директор по стратегическому развитию телеканала «КТК» Артур Платонов.
В противном случае Казахстан рискует оказаться в умелых руках мастеров политтехнологий и бизнес-продаж из-за бугра, которые станут формировать общественное мнение в нашей стране.
Сейчас у нас свободно представлены всевозможные иностранные СМИ, а вот у нашего соседа — РФ, подобного не наблюдается. Это происходит от того, что Россия достаточно эффективно охраняет свое информационное пространство и рекламный рынок – и по-своему она права. Казахстан мог бы пойти по тому же пути: в России запрещена реклама на платных каналах, что позволяет существенно контролировать ситуацию, и связывает руки пришлым СМИ. Реклама в России работает на пользу собственного телевидения. Чужая пропаганда у соседей не действует.
«У нас практически все смотрят кабельное телевидение – во всех крупных городах. И транслируемая реклама не всегда соответствует товарам, которые присутствуют у нас в Казахстане. С каждым участником рынка должны заключаться договора. Мы ведь не можем все это вырезать, нужен другой подход или должна вставляться своя реклама – казахстанского содержания, на казахском языке. Та реклама, которая идет по кабелю, она даже нашему менталитету не соответствует. Особенно это касается детей. Мне кажется, здесь просто должно быть какое-то государственное регулирование» , — пояснил председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев.
«Мы должны сейчас понимать – своя точка зрения, выгодная нашей стране, для отстаивания интересов нашего государства и населения – это приоритет. Должен быть культурный иммунитет перед новыми влияниями. Всякая форма сотрудничества должна рассматриваться сквозь призму этих позиций. И вот тогда результат будет положительным для нас. Но это не должно превратиться в то, когда, как в некоторых странах, раскрывают все и конкуренция приводит к тому, что гибнут целые отрасли. Вот с телевидением это не допустимо, и это прямая угроза национальной безопасности», — добавил Артур Платонов.
Если казахстанские и иностранные вещатели будут работать в существующих неравных условиях, половины рекламного бюджета мы попросту лишимся, а это тот доход, который нужен казахстанскому продакшну, чтобы улучшить свой контент, сделать его более интересным и смотрибельным.
Именно наши телевизионщики точно знают, чего хочет наш телезритель, знакомы с менталитетом и культурными ценностями, тогда как иностранные СМИ предлагают лишь шаблон универсального действия, причем не всегда безобидный.
От их популяризации и оттока денег с рекламного рынка в иностранные СМИ, страдают как коммерческие, так и государственные телеканалы. И если последние имеют хотя бы какие-то дотации, то первые вынуждены рассчитывать только на самих себя. Уровень развития казахстанских масс-медиа сейчас, к сожалению, находится на таком уровне, что они не смогут составить серьезную конкуренцию гигантам зарубежного рынка. В настоящее время из Казахстана выводится 30-33% рекламного дохода, в будущем этот показатель может существенно вырасти. Ситуация может сложиться таким образом, что об отечественном ТВ придется забыть.