Эксперт: Мигранты-иностранцы стали "козлами отпущения" - Караван
  • $ 520.91
  • 544.25
-9 °C
Алматы
2025 Год
23 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Эксперт: Мигранты-иностранцы стали "козлами отпущения"

Эксперт: Мигранты-иностранцы стали "козлами отпущения"

Авторитетная российская газета "Коммерсантъ" опубликовала статью "Незаконная миграция в Москве выросла в семь раз". Так ли это на самом деле?

  • 28 Мая 2013
  • 2439
Фото - Caravan.kz

Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук, Сергей Абашин прокомментировал в Facebook спорный материал, а StanRadar задал эксперту несколько вопросов. Текст комментария в FB редакция StanRadar.com приводит полностью:
«Начинаем с заголовка, который говорит, что «незаконная миграция» выросла в 7 раз. Ужас! Но читая сам текст, обнаруживаем уточнение: в 7 раз увеличилось количество выявленных фактов организации незаконной миграции. Есть разница?
В начале текста говорится «Несмотря на усилия полицейских, более 50% раскрываемых в столице преступлений по-прежнему совершаются мигрантами, 40% из которых — приезжими из стран ближнего зарубежья». Вы поняли? На самом деле если прочитать очень внимательно, то мигранты из СНГ совершили около 20% всех раскрытых преступлений. Но автор, или его источник, употребляет слово «мигранты» в отношении всех «приезжих», т.е. вообще немосквичей, что создаёт путаницу. Невнимательный читатель прочитает начало фразы, что 50% преступлений совершили «мигранты», и отнесёт это к иностранцам, даже не подумав, что имеются в виду и жители Подмосковья тоже.
В продолжение этой фразы говорится: «За четыре месяца текущего года выявлено более 10 тыс. преступлений, совершенных не жителями Москвы — это 50,2% от числа всех расследованных преступлений. Из них почти 4 тыс. совершенно жителями ближнего зарубежья. В частности, было раскрыто 57 убийств, 43 изнасилования, 122 случая умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 304 разбоя, 2,8 тыс. краж, а также 810 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков». Здесь уже яснее, что всего 20 тыс. преступлений, из них 4 тыс. — иностранцами. Но далее про убийства, изнасилования, разбой и т.д. — эти цифры к чему относятся? Это общее число совершённых преступлений? Или число раскрытых? Или число совершённых приезжими? Или число совершённых иностранцами? Непонятно. Разъяснений нет, но фраза составлена так, сразу после информации об иностранцах, что это относится именно к ним. Лёгкий такой подлог.
Здорово, да!? А ведь это Коммерсант, который ещё вроде бы старается быть чуть нейтральным.
К слову, из статьи следует, что приезжие-россияне совершают в Москве больше преступлений (6 тыс. преступлений против 4 тыс.), чем приезжие-иностранцы!! Почему об этом никто не кричит?
Итак, за 4 месяца раскрыто, если верить информации в Коммерсанте, 20 тыс. преступлений, из них почти 10 тыс. — москвичами, 6 тыс. — российскими гражданами-немосквичами, 4 тыс. — иностранцами. Соотношение этих групп жителей точно неизвестно: можно предположить, что первых 11 млн., вторых 1,5-2 млн, третьих тоже 1,5-2 млн. Хотя нет раскладки по видам преступлений, а это важно, некоторые предварительные выводы-замечания можно сделать:
москвичи относительно мало совершают преступлений
приезжие из России и зарубежья совершают относительно много преступлений
приезжие из регионов России совершают преступления, по-видимому, чаще, чем иностранцы.
Я думаю, что в этом нет ничего удивительного. Разница в материальном достатке москвичей и всех немосквчией в целом очень высокая, выше, чем в других регионах, что и является базовой причиной относительного социального «благополучия» москвичей и «неблагополучия» приезжих. При этом приезжие из регионов России чувствуют эту разницу, видимо, острее, чем иностранцы, они меньше вовлечены в организованные сети, которые регулируют поведение, и значит чаще идут на улицу искать приключений. При этом сами москвичи легко выделяют как чужих именно иностранцев, а не россиян (исключая кавказцев), поэтому именно им приписывают весь повышенный преступный фон, который создаётся всеми приезжими.
Примерно так. Ничего специально этнического!»

StanRadar.com связался с Сергеем Абашиным и задал несколько вопросов:
— Почему журналисты (в том числе и сотрудники «Коммерсантъ»), порой, допускают столь вольную трактовку данных?
— Есть разные причины. Очень часто это следование уже сформировавшимся в СМИ и политическом дискурсе клише, где мигранты-иностранцы стали «козлами отпущения» за все проблемы общества. Существует, конечно, и ксенофобские настроения среди части журналистов, которые теперь считается чуть ли не модным демонстрировать.
— Как будет меняться ситуация с преступностью среди мигрантов со временем? Допустим — спустя 5-10 лет?
— Прогнозировать на большой срок сложно, так как действует множество факторов. Если будет усугубляться экономический кризис в России, то думаю, что вслед за этим будет много негативных процессов.
— Что могут сделать страны-доноры и страны-реципиенты рабочей силы для снижения уровня преступности среди мигрантов?
— Уровень преступности среди мигрантов и так достаточно низкий, ниже, чем у местных жителей (на душу населения), за исключением Москвы как особого случая, как я показал. Снизить преступность до нуля вряд ли решаемая задача. Но главным средством борьбы с преступностью является легализация мигрантов и создание им социальных легальных гарантий. Страны СНГ должны, конечно, вести с Россией в этом направлении более настойчивые переговоры. Особый опять же случай — изнасилования, которые в Москве мигранты совершают относительно часто. Здесь тоже нужна с одной стороны разъяснительная работа, с другой, как не странно, создание в России легальных форм проведения досуга мигрантской молодёжью.

Справка StanRadar.com:
Сергей Абашин — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН города Москвы. Родился в 1965 году. После окончания школы будущий социальный антрополог поступил в университет и в конце восьмидесятых окончил кафедру этнографии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а через три года, в 1990 году окончил очную аспирантуру Института этнологии и антропологии, оставшись работать в институте, где трудится до сих пор. (по данным imhonet.ru)

Источник: StanRadar