"Кокшевель для агашек" - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+7 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Кокшевель для агашек"

"Кокшевель для агашек"

Общественные деятели назвали строительство горнолыжного курорта в урочище Кок-Жайляу грандиозной аферой по заколачиванию денег, а чиновников от туризма – людьми с "серьезной неадекватностью".

  • 20 Марта 2012
  • 3246
Фото - Caravan.kz

На минувшей неделе в Алматы прошли дебаты по поводу строительства фешенебельного курорта а-ля Куршевель на охраняемой государством заповедной территории – в урочище Кок-Жайляу Иле-Алатауского национального парка. Оппонентами в почти что кулачном споре выступили председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов и начальник управления туризма Алматы Бакитжан Жуламанов. Разговор на повышенных тонах длился без малого 2,5 часа, но диалога так и не вышло.

В Багдаде все спокойно

Первым в атаку пошел чиновник. Бывший аким Павлодара, а с недавних пор главный турист Алматы Бакитжан Жуламанов констатировал: «Люди не приезжают в наш город, потому что им здесь нечего смотреть и нечего искать. Нет у нас исторических памятников, нет моря, но зато есть горы. Ни Шымбулак, ни Акбулак, ни Табаган международным стандартам не отвечают: они очень маленькие, иностранный турист туда не поедет. Поэтому мы и начали подыскивать другие места».

По словам Жуламанова, четыре года назад наши горы изучали итальянцы и французы. И те и другие в один голос твердили: строить курорт надо на Кок-Жайляу. Мол, только там можно отгрохать внушительные даже по куршевельским меркам 500 километров трасс.

– Там хороший рельеф и отличные климатические условия, – продолжил Жуламанов. – У нас вообще климат лучше, чем в Альпах и на Красной поляне в Сочи. У нас нормальная высота и перепады (давления. – Т.К.), отвечающие международным стандартам, легкий снег и длинный горнолыжный сезон. Сейчас март, а люди, посмотрите, до сих пор катаются. А на Кок-Жайляу вообще можно по полгода кататься! Еще одно наше преимущество – близость от города. Кок-Жайляу находится в 30 минутах езды от аэропорта. Такого больше нигде в мире нет! Поэтому турист может совершенно спокойно отдыхать и на курорте, и в городе. Я считаю, что конкурентов у нас нет, а значит, не пользоваться нашими возможностями было бы преступлением.

В ответ на логические выпады своего оппонента Сергея Куратова: «Не является ли преступлением вырубка тысяч многолетних деревьев?» и «Захотят ли иностранные толстосумы наблюдать с высот Кок-Жайляу алматинский смог?» – Жуламанов ушел в глухую защиту: мол, в Багдаде все спокойно! Строительством нового курорта займется «иностранная компания, знающая толк в бережном отношении к природе», а «смог есть и в Европе». Посему потенциальным отдыхающим не привыкать.

– Этот проект – очень доходное дело, – завершил свой спич начальник туруправления. – Без него мы туризм не поднимем. И потом: он даст 30 тыс. новых рабочих мест, а наши рестораны и магазины не будут пустовать.

Пить Боржоми будет поздно

А вот эколог не был столь оптимистичен. Он предложил чиновникам отказаться от «доходного дела», предупредив, что потом «пить Боржоми» будет поздно.

– Это политика, которую можно сформулировать так: экономический рост любой ценой, – начал свою «ударную серию» Сергей Куратов. – Печально, что государство зачастую самоустраняется и даже не пытается этому помешать… Сами посудите, на строительство курорта Кок-Жайляу предполагается истратить около 112 млрд тенге. А кто-нибудь задумывался, какой бюджет у всего Иле-Алатауского национального парка? Всего несколько десятков миллионов тенге. По программе «Жасыл Даму» (программа, предусматривающая решение проблем выбросов парниковых газов, загрязнения атмосферного воздуха, зон экологического бедствия, особо охраняемых природных территорий, отходов производства и потребления, водных ресурсов, озеленения и т.д. – Т.К.), чтобы перевести весь Казахстан на «зеленую экономику», будет истрачено всего 173 млрд тенге. Это на весь Казахстан! А здесь, на разрушение Кок-Жайляу, выделяется целых 112 млрд тенге. Вот откуда наши сомнения.

Оспорил Куратов и масштабы строительства. По его данным, чтобы построить 500 километров горнолыжных трасс, потребуется без малого 2500 гектаров. Между тем площадь урочища Кок-Жайляу в разы меньше – всего 1 тыс. гектаров.

–»Как можно на 1 тыс. гектаров разместить трассы, которые зай- мут в полтора раз больше площади? – недоумевал эколог. – Одно из двух: либо проектировщики все расчеты делали на коленке, либо будет захвачена огромная территория Иле-Алатауского национального парка.

– Еще один пример, – продолжил Куратов. – Несколько лет назад на Кок-Жайляу строили пожарную дорогу, обоснование которой было весьма сомнительным. Возникал почти абсурдный вопрос: зачем строить дорогу по низу долины, когда весь лес находится наверху, на склонах? Но даже это не самое главное. Ужасно то, что во время строительства весь грунт сваливался в реку, его смывало и несло в Алматы. После этого нас будут уверять, что все экологические нормы соблюдаются?
Вопросы Куратова остались без ответа, г-н Жуламанов только пообещал «учитывать мнение общественности» в ходе строительства нового Куршевеля. Кстати, по данным чиновника от туризма, курорт Кок-Жайляу будет построен к 2016 году. По приблизительным подсчетам, инвестиции государства составят 700 млн долларов, частных инвесторов – 2–3 млрд долларов. Кроме того, на ТЭО проекта уже выделено 375 млн тенге (2 млн 541 тыс. долларов).

Курорт строят, щепки летят

Между тем общественность уже высказала свое «фи» алматинскому Куршевелю. В январе более 2 тыс. казахстанцев написали письмо на имя президента с просьбой остановить реализацию проекта (см. «Кокшевель для агашек», «МК в Казахстане» от 01.02.2012).

«Иле-Алатауский парк был создан в 1996 году, и главная его цель – это сохранение уникальных экосистем и ландшафтов Заилийского Алатау, – говорилось в письме. – Именно парк обеспечивает жителей Алматы свежим воздухом и питьевой водой, является для горожан ценным рекреационным ресурсом. Он жизненно необходим городу именно как цельная, не разрушенная хозяйственной деятельностью природная территория. Любой горнолыжный курорт оказывает значительное отрицательное воздействие на экосистемы – почвенный и растительный покров, рельеф, водные источники и атмосферу. И новый курорт не будет исключением… Во время строительства и функционирования курорта будет нанесен ущерб почвенному и растительному покрову, а также потребуется произвести вынужденный снос сотен тянь-шаньских елей».

Во время строительства курорта на дрова могут пойти не только столетние тянь-шаньские ели, но и яблоня Сиверса – прародительница всех яблонь на Земле. Кок-Жайляу – одно из немногих мест, где эти исчезающие с лица планеты деревья еще сохранились. Славится урочище и редкими животными. На его территории обитают 13 видов птиц и 8 видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу. Все это богатство и позволило в 2000 году включить Иле-Алатауский парк в предварительный перечень объектов, номинируемых в Список всемирного наследия.

«Кок-Жайляу – это крупная афера»

А вот что сказали о строительстве курорта в Кок-Жайляу зрители, присутствовавшие на дебатах «Жуламанов vs Куратов».

Мэлс Елеусизов, лидер экологического движения «Табигат»:

– Кок-Жайляу – это крупная афера. Ни в коем случае этого нельзя делать! Вспомните историю, когда из Иле-Алатауского парка вытащили Медео. Нам тогда говорили, что это необходимо для отдыха алматинцев и развития туризма. В итоге наш простой турист не может попасть на эту территорию, а все ущелья застроены особняками. То же самое хотят сделать и здесь!

Я попросил экспертов, которые занимались строительством Шымбулака, сделать оценку Кок-Жайляу. Вот что они написали: «Основные склоны имеют небольшой уклон – 10–15 градусов, что делает их неинтересными для уверенно катающихся лыжников. Основные склоны пересечены многочисленными руслами ручьев, что создает сложную гидрологическую обстановку и потребует создания специальных инженерных сооружений, что приведет к значительному удорожанию строительства. Несколько более крупных склонов – от 15 до 30 градусов – в горах Кумбель, примыкающих к плато с юго-востока, являются чрезвычайно лавиноопасными, что потребует дополнительных расходов по созданию противолавинных систем. Наличие небольших по протяженности и разобщенных склонов не позволяет создать единую систему трасс и обеспечить их обслуживание одним-двумя подъемниками. Потребуется сооружение отдельных подъемников для каждого склона, что увеличивает стоимость проекта и снижает рентабельность».

Я предлагаю президенту альтернативный проект – канатную дорогу от Алматы до Иссык-Куля. Это – эффективнейшая вещь. При 60 километрах длины она будет стоить гораздо дешевле.

Петр Своик, политический деятель, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии:

– Я обескуражен! Даже если отбросить экологию и взять чисто экономику: на чем будет держаться этот проект? Почему люди из других стран поедут сюда? Почему лететь 3–4 часа до Кок-Жайляу окажется интереснее и дешевле, чем поехать на тот же Куршевель? Проектировщик должен был этот баланс составить. Сколько туристов мы соберем, и каким образом длинный авиатранспорт отобьется удешевлением на самом курорте? Это же надо было по крайней мере просчитать, а уже потом говорить… Есть подозрения, что где-то наверху, где этот проект был придуман, очень сильный сдвиг неадекватности. Есть шикарный кусок природы, есть возможность отбить на нем очень большие бабки, поэтому вперед! Это – серьезная неадекватность.

Сергей Старков, директор научно-испытательного центра, который проектировал горнолыжные трассы к Азиаде-2011:

– Откуда такие цифры – 500 километров? Я не знаю, кто вам (обращается к г-ну Жуламанову. – Т.К.) такую идею предложил. Эти люди там пешком ходили, или они в «Гугле» посмотрели на эти трассы и сказали: «Да, можно строить»? Все, кто там ходил своими ногами, знают, что Кок-Жайляу гораздо меньше по площади, чем даже Шымбулак. На Шымбулаке 65 гектаров подготовленных склонов, а на Кок-Жайляу едва ли наберется 30 гектаров. Эта долина состоит из двух склонов – северного и южного. Снег есть только на северных склонах. Поэтому даже при самом лучшем раскладе на этих 30 гектарах можно будет провести 7–10 километров трасс. И еще, не забывайте, что там сложные оползневые явления. Кто после этого будет кататься на Кок-Жайляу? Это же абсурд!

Источник: Татьяна Куан, «МК»-Казахстан, Алматы