Обычно такие попытки заканчиваются тем, что бизнесмены, которые близки к властям, получат субсидирование, а те, кто хорошими связями не обзавелся, останутся ни с чем.
Окончание, начало см.здесь
Другое дело — требования властей по прозрачности бизнеса. Казахстанские предприниматели должны раскрыть информацию по кредитам, а не делать хорошую мину при плохой актерской игре. Раскрыть сведения о кредитах — нормальная практика, чтобы власти могли видеть, какие долги, в каких объемах и под какие цели брали деньги бизнесмены.
Прозрачная структура собственников — не менее справедливое требование властей. Последние должны четко представлять, какие люди и с какими потенциальными финансовыми ресурсами стоят за тем или иным проектом.
Почему только сейчас?
Вопрос другой: почему информацией о кредитах и структуре собственников власти озаботились только сегодня, а не год, два или три тому назад?
Объяснением тому может служить следующее: в период бурного роста казахстанское правительство меньше всего интересовало, кто этот самый рост обеспечивает. Банки кредиты привлекают, легко рассовывают внутри страны, бизнес не нуждается в ликвидности — тогда зачем думать о таких вещах, как структура собственников и структура кредитов?
Понятное дело, что такое алогичное положение вещей должно было когда-нибудь закончиться. Что и случилось в 2008 году, а к 2010 году властям совсем стало ясно, что так жить нельзя.
С другой стороны, это свидетельствует и о непрозрачности банковской системы, через которую невозможно узнать, какой бизнесмен, сколько и на какой период взял кредиты. Банки всегда могут сослаться на так называемую «банковскую тайну», остается один выход — получить максимум информации от клиентов. От бизнесменов.
Кризис резко сменил ориентиры на рынке. Ликвидность, ресурсы оказались только у государства. Бизнес, потеряв подпитку в виде банковских займов, стал зависимым от государства, что и создало все необходимые условия для того, чтобы государство начало диктовать свои условия.
Сегодня главная цель государства — сделать прозрачным бизнес, создать в финансовой системе механизм, который будет в автоматическом режиме предотвращать пузыри в любом из сегментов казахстанской экономики. Этого и пытаются добиться власти, ужесточая требования к казахстанским бизнесменам.
Реакция бизнеса
Чтобы субсидирование не превратилось в очередную кампанию по «распилу» государственных ресурсов, необходимо обеспечить прозрачное проведение этого мероприятия.
Понятное дело, бизнес будет всеми силами противиться тому, чтобы давать полный расклад по полученным кредитам. Во-первых, если регулирующие органы увидят все кредиты, то будет несложно выяснить, на какие цели и в каких объемах они расходовались. С другой стороны, нет особой надежды и на регулятора. Довольно часто его представители используют финансовую информацию во вред бизнесу, шантажируя наиболее строптивых. Во-вторых, раскрытие информации по кредитам может негативно сказаться на имидже компании перед партнерами по бизнесу или инвесторами.
Чтобы уйти от такой обязаловки, бизнесмены будут искать различные пути обхода этой нормы. Понятно, что будут задействованы все имеющиеся связи во властных структурах. Если же есть спрос на такого рода услуги, то обязательно появятся люди, которые такие услуги (субсидирование без указания компанией структуры взятых кредитов) предложат. Заплатить придется больше, но это, в принципе, не смертельно.
Государство сделает акцент на банки
Как заявил в начале февраля председатель правления АО ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов, государство намерено снижать долю проблемных кредитов и сконцентрироваться на системных рисках банковской системы.
Эти меры будут осуществляться параллельно с мерами по реструктуризации долгов крупных казахстанских банков. Анализируя уже достигнутое, становится ясно — госуправленцы довольно хорошо справились с давлением со стороны кредиторов. Судебные власти Великобритании и США уже признали сам факт реструктуризации легитимным. Тем самым, кредиторам все сложнее предъявлять иски в суды, требуя возвращения кредитов и процентов по ним.
Раз судебные органы стран, где в основном проживают кредиторы, признают реструктуризацию долгов казахстанских банков легитимной, значит, кредиторам будет сложнее выставить счет заемщикам. Самым примечательным случаем был счет на 3 миллиарда долларов в адрес «БТА Банка».
Если честно, то никто и не спорит по поводу того, что долю проблемных кредитов нужно сокращать одновременно с введением мер по сдерживанию темпов розничного кредитования. Но есть некоторые вещи, требующие дополнительного разъяснения. К примеру, представители государства должны рассказать, почему фонд стрессовых активов так и не создан, и что стало основной причиной отказа от идеи?
Ведь задумка собрать все проблемные кредиты в одном фонде, управляемом со стороны государства, неплохая. Другое дело, готовы ли банки продавать проблемные активы. Любые проблемные активы при грамотном управлении могут стать беспроблемными. Приемов достаточно много, хотя на сегодняшний день любые бизнес-процессы обсуждаются в следующем формате: реструктуризация долгов и снижение процентной ставки. Этот вариант никак не соответствует ожиданиям банкиров. Поэтому процесс реструктуризации больше напоминает торговлю на базаре. Заемщики очень нервничают, когда видят, что реструктуризация по сути своей стала кабализацией бизнеса. Последний все в большей мере загоняется в кабалу банкам и становится практически вечным должником. С другой стороны, несмотря на заявления государственных мужей, найти приемлемую формулу снижения процентной ставки не представляется возможным. Со своей стороны, банки нашли способ обойти и эту проблему. Часть кредита выдается по заявленные государством проценты (к примеру, 12 процентов), другая часть — по ныне действующей коммерческой ставке.
Судя по всему, часть ликвидности для банков обеспечат иностранные компании, работающие в Казахстане. Именно они, под давлением властей, должны открыть счета в казахстанских банках и часть финансовых потоков переместить в страну.
За счет реструктуризации планируется списать внешние долги БТА и Альянс банков в объеме 10 млрд. долларов.
Налоги — сложная субстанция
А еще, кажется, государство начинает понимать совершенную им ключевую ошибку.
Снижение налогового бремени может привести к еще большим аппетитам со стороны бизнеса. Имея 150-200 процентов прибыли, он хочет 300-350, а потом 500 и выше. Это нормальное явление, удивляться не стоит, такова наша ментальность. Как и люди, которые вечно недовольны качеством своей жизни, так и бизнесмены всегда будут стремиться к максимально возможной марже.
Чтобы низкие налоговые нагрузки вылились мощное развитие бизнеса и увеличение количества хозяйствующих субъектов, очень важно убрать другие статьи непроизводственных расходов бизнеса. Это касается высоких ставок входа бизнесменов в крупные торговые сети. Пользуясь невысокой конкуренцией на рынке, торговые сети сговорились и диктуют свои условия на рынке.
Несложно заметить и элементы сговора банков. Их ставки по депозитам мало чем различаются, и борьба, как правило, перемещается в другую плоскость: под каким соусом банки предоставляют, в принципе, одинаковый по цене продукт.
И самое главное. Несмотря на ряд мер по ограничению проверок на предприятиях МСБ, налоговики, прокуроры, полиция, миграционная служба и другие контролирующие органы находят другие приемы давления на бизнес. Зачастую они тоже действуют в сговоре, что очень осложняет решение проблемы.
Иного выхода нет
Минимизация непроизводственных и других расходов бизнеса позволит увеличить налоговую нагрузку на субъекты МСБ.
Мировая тенденция свидетельствует, что общество, которое мы все в Казахстане хотим построить, развивается в сторону увеличения налоговой нагрузки. Но увеличивать ее, без решения проблемы коррупции, нельзя. Это вообще не обсуждается.
А сам рост налоговой нагрузки — это рост пенсий, пособий и стипендий. Если же у людей появятся деньги, то вырастет внутреннее потребление. Вырастет внутреннее потребление, значит, казахстанским субъектам МСБ станет лучше: их продукцию будут больше покупать.
Кроме того, налоги можно с успехом направлять на строительство инфраструктуры, в условиях Казахстана, в первую очередь, транспортной. Очевидно, что единственным более-менее развитым видом транспорта сегодня в РК является железнодорожный. Но и то при условии, что бюджет найдет деньги на модернизацию отрасли. Что же касается автомобильных дорог, то строить их надо много по всей территории Казахстана.
Поэтому уже сегодня необходимо усилить борьбу с коррупцией. Минимизация этого явления (побороть ее пока нигде не смогли) позволит МСБ развиваться более динамично и успешно.