Душанбе и Бишкек не созрели - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Душанбе и Бишкек не созрели

Душанбе и Бишкек не созрели

Судя по всему, российский президент Дмитрий Медведев не собирается силком тащить в Таможенный союз Таджикистан и Кыргызстан.

  • 18 Февраля 2010
  • 2329
Фото - Caravan.kz

Неделю назад в Омске по окончании совещания по энергетике президент России Дмитрий Медведев сделал сенсационное заявление. Суть его сводится к тому, что Россия не собирается искусственно привлекать в единое экономическое пространство Кыргызстан и Таджикистан.
По его словам, все решения по ЕЭП приняты, и сроки создания Таможенного союза не будут корректироваться с учетом желания двух вышеназванных стран вступить в интеграционное объединение. «Но это не значит, что мы собираемся затягивать искусственным образом в ЕЭП Кыргызстан и Таджикистан», — заявил Дмитрий Медведев.
Раздражение можно понять
Российский президент плохо скрывал свое раздражение. Было видно, что переговоры с таджикским и киргизским коллегами стали для Медведева очередным испытанием.
Во-первых, Россию нервирует неготовность Душанбе и Бишкека стабильно работать в рамках Таможенного союза. Во-вторых, Медведев оговорился по поводу того, что к обоим государствам у членов Таможенного союза есть вопросы. Следующая цитата — «это наши партнеры, но это не значит, что мы должны предоставлять им необоснованные преференции», — многое поясняет.
Раздражение российского президента понять можно. В конце ноября 2009 года, когда президенты России, Беларуси и Казахстана в Минске на саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) подписывали документы по Таможенному союзу, настроение Медведева было благостным. Сразу после подписания документов он встретился с киргизским президентом Курманбеком Бакиевым, в ходе которого выразил заинтересованность в том, чтобы к Таможенному союзу присоединился Кыргызстан, а также другие партнеры по ЕврАзЭС.
В ходе беседы с киргизским коллегой Медведев сказал буквально следующее: «Сегодня мы провели саммит ЕврАзЭС, три государства подписали важный документ и, я надеюсь, наши другие партнеры, в том числе Кыргызстан, на пути к участию в Таможенном союзе».
Если более внимательно отследить смысл сказанного, можно прийти к очевидному выводу: Медведев недвусмысленно дал понять, что члены Таможенного союза, в принципе, готовы рассмотреть вопрос о присоединении других государств. С некоторым уточнением: «на пути к участию…» означает, что процесс присоединения будет сложным и долгим.
Еще один вывод: Россия не просит других своих партнеров присоединиться к Таможенному союзу. Вроде, все предельно понятно и ясно. Но…
Бакиев неверно истолковал
Киргизский президент Курманбек Бакиев неверно истолковал мысли своего российского коллеги. Во время встречи с Медведевым он сказал следующее: «Если к Таможенному союзу, который сегодня заключен, присоединятся другие государства ЕврАзЭС, мы получим огромный рынок, огромную территорию, и в условиях кризиса такое пространство будет очень экономически устойчивым, способствуя развитию экономик всех государств, которые в него входят».
Набор дежурных фраз как квинтэссенция цитаты киргизского президента.
Почему Бакиев не понял смысл слов, сказанных Медведевым, непонятно. И с чего он вдруг взял, что члены Таможенного союза готовы «прогнуться», то есть, скорректировать сроки введения норм интеграционного объединения, чтобы дождаться Кыргызстана.
Рахмонов что-то напутал
Складывается впечатление, что таджикский президент Эмомали Рахмон на саммите ЕврАзЭС думал об одном, слышал другое, а говорил третье. Видимо, и он неверно истолковал приглашение Медведева. И как все восточные лидеры, решил сначала поторговаться.
27 ноября прошлого года Рахмон известил своих коллег о том, что Таджикистан подумает, прежде, чем присоединиться к Таможенному союзу. Поэтому на первоначальном этапе его страну устраивал статус наблюдателя в Таможенном союзе.
Как и следовало ожидать, Рахмон выдал череду дежурных фраз о том, что Таджикистан приветствует Таможенный союз и единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС. «Таджикистан будет способствовать интеграционным процессам и неукоснительно продвигать совместную работу по усилению ЕврАзЭС», — добавил он.
Ни тогда было, ни сейчас сложно понять, почему оба президента вдруг решили, что без их государств Россия, Беларусь и Казахстан и дня прожить не смогут. Чтобы не усложнять ситуацию и не выглядеть глупо, Бакиев и Рахмон должны были уточнить у своего российского коллеги смысл его предложения вступить в Таможенный союз.
Сложно избавиться от мысли, что киргизский и таджикский президенты в Минске просто валяли дурака.
Если предположить, что они прекрасно поняли Медведева, то непонятно, почему сделали хорошую мину при плохой игре. Зачем набивали цену, полагая, что Таможенный союз без них осиротеет?
Если предположить, что не поняли, то грош цена тем спецам, которые сидят в соответствующих президентских администрациях.
Одно можно сказать с полной уверенностью: исследовательские структуры при таджикском президенте не только адекватны, но и вполне компетентны. Так, 15 января 2010 года глава Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Таджикистана Сухроб Шарипов сказал, что Таджикистан и Кыргызстан могут стать членами Таможенного союза, однако для этого им необходимо поднять экономику до уровня данных стран.
При этом Шарипов упомянул об «определенных организационных усилиях». Если под ними понимать экономический рост, то времени на подготовку таджикской экономики уйдет довольно много.
Вместе с тем…
… членов Таможенного союза волнуют две ключевые проблемы: вступление в интеграционное объединение Узбекистана как необходимого условия присоединения Таджикистана и смена статуса Кыргызстана во Всемирной торговой организации.
Первая проблема возникла давно и поросла бурьяном. При этом Россия, как основной интегратор, ни до 2001 года, когда Узбекистан поддерживал хорошие контакты с Россией, ни после 2005 года, когда Узбекистан был вынужден вернуться под ее влияние, спасаясь от возможной международной изоляции, не имела четких механизмов воздействия на официальный Ташкент.
Узбекистан в свое время ввел визовый режим с Таджикистаном, который стал одним из основных тормозящих интеграцию факторов. Возвращение Узбекистана в ЕврАзЭС и его обещания ратифицировать все соглашения по этому интеграционному объединению, никаких результатов не дали.
Вместе с тем Москва прекрасно понимает, что без Узбекистана говорить о полноценном присоединении к Таможенному союзу Таджикистана не приходится. Не могут этого не понимать в Астане и Минске. А так как Узбекистан заранее обговаривает невыполнимые условия своего вступления в Таможенный союз, фактически блокируя свое участие, перспективы Таджикистана нулевые.
Члены Таможенного союза отдают себе отчет и в том, что Кыргызстан без соответствующей подготовки может стать для союза накопителем дешевой китайской продукции и зоной, откуда товар будет расползаться повсюду. Бишкеку нужно отрегулировать свои взаимоотношения с ВТО с тем, чтобы последняя позволила Кыргызстану вести более жесткую таможенную политику. В рамках Таможенного союза ставки по товарам и услугам из-за пределов союза резко выросли. Смысл же союза в том, чтобы, несколько ограничив торговлю с внешним миром, акцентировать внимание на росте товарооборота в рамках Таможенного союза.
Поэтому и Курманбеку Бакиеву, и Эмомали Рахмону пора делать правильные выводы. В противном случае, им не видать Таможенного союза. Союз без них, вроде, выживет, а у Таджикистана и Кыргызстана без союза возникает бесперспективная ситуация.