Банкротство: на колу мочало, начинай сначала - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Банкротство: на колу мочало, начинай сначала

Банкротство: на колу мочало, начинай сначала

Казахстан значительно улучшил свое положение по индикатору "Ликвидация предприятия" рейтинга Всемирного Банка "Doing Business". В 2008 году он занимал в нем 100-ю позицию, а в начале этого года переместился сразу на 54-е место рейтинга.

  • 17 Февраля 2010
  • 2821
Фото - Caravan.kz

Это результат Стратегического плана Министерства финансов и Комитета по работе с несостоятельными должниками, направленного на оздоровление и восстановление неплатежеспособных организаций через процедуры реабилитации, сохранение рабочих мест.
Минфин РК недавно сообщил, что по итогам 2009 года завершены процедуры реабилитации в 14 организациях, из них в 11-ти платежеспособность восстановлена и предотвращена ликвидация, сохранено 6 556 рабочих мест, что по сравнению с предыдущим годом больше на 6 предприятий и 4 079 рабочих мест. Кроме того, процедуры реабилитации введены в 14 организациях, что также позволит сохранить 8 904 рабочих мест. Одновременно ликвидированы 2522 несостоятельных должника. Возобновлено производство на базе 25 ликвидированных организаций.
В рамках процедур банкротства удовлетворены требования кредиторов на сумму 5,6 млрд. тенге, что на 1 млрд. тенге больше показателя предыдущего года (в 2008 году погашение кредиторской задолженности составило 4,8 млрд. тенге), в бюджет поступило налогов в сумме более 1 млрд. тенге, что на 36% превышает показатель 2008 года (740,7 млн. тенге). Конкурсная масса увеличена на сумму 290,6 млн. тенге за счет возврата ранее незаконно выведенных активов должников.
Банкротство предприятий — такое же естественное явление капитализма, как их создание. Это закономерное явление свободной конкуренции на рынке — если одни в ней побеждают, то другие неизбежно проигрывают. И к нему нужно относиться спокойно: рынок в конце концов все расставит по местам. Он не терпит «пустоты»: если для одного предприятия банкротство — конец, для другого — новое начало деятельности. Ежегодно в Казахстане банкротятся 2 -2,5 тысячи организаций, или примерно полтора процента от существующих, что больше, чем в Европе. Сегодня достаточно иметь суммарную задолженность перед кредиторами около 150 тысяч тенге, и любое предприятие может быть втянуто в судебную тяжбу о своей несостоятельности. Поэтому, как считают многие аналитики и бизнесмены, в Казахстане банкротство зачастую выступает как способ недобросовестного передела собственности.
Однако банкротство играет важную роль в оздоровлении экономики, так как позволяет кредиторам вернуть свои деньги. Однако в данной сфере накопилось немало проблем, которые правительство и бизнес уже долгие годы пытается разрешить.
В Казахстане с момента его независимости действует уже третий по счету закон о банкротстве, который был принят в январе 1997 года. За десять лет в него законодательно 19 раз вносились различные изменения и дополнения, практически полностью изменившие суть большинства статей закона и его основную концепцию.
Сейчас Правительство собирается внести в Парламент республики законопроект по очередным поправкам в действующее законодательство о банкротстве.
Международный опыт правовых систем в области несостоятельности строго учитывает баланс интересов кредиторов и должника, для которых и осуществляется сама процедура банкротства. В некоторых странах законодательство построено с учетом максимального сохранения существующего производства неплатежеспособного должника от его ликвидации, то есть такая правовая система называется продолжниковой, например, во Франции и США. В других странах, например в Англии и Германии, наоборот, интересы кредиторов ставятся на первый план, и такая система именуется прокредиторской.
Нашу же вполне можно назвать «пробюрократической». В отечественной системе ставка делается в основном на доминирование административного решения всех вопросов, связанных с несостоятельностью. Чиновники и здесь пытаются играть «главную скрипку». Бизнесмены хорошо помнят, что значительное количество кредиторов было лишено своего законного права удовлетворить требования к предприятиям-должникам с государственной долей участия, так как эти предприятия были защищены от «назойливых кредиторов» административным барьером, а их ликвидация наступала только после вывода государством всех ликвидных активов в другие подконтрольные организации. Самый характерный пример — государственные предприятия коммунального сектора. Сегодня они имеют, как правило, многомиллиардные долги перед различными кредиторами, особенно перед бюджетом, но все свои недоработки руководители этих предприятий постоянно перекладывают на потребителей путем увеличения тарифов на воду, тепло и электроэнергию. Таким предприятиям-должникам не страшны процедуры банкротства, так как их туда просто не отдадут.
Баланс интересов кредиторов и должника, а также других участников процесса — суда, уполномоченного органа, конкурсных и реабилитационных управляющих — в законе 1997 года в определенной мере сохранялся до середины 2001 года.
11 июля 2001 года в Закон РК «О банкротстве» была введена новая статья 10-1 (Компетенция уполномоченного органа), которая предоставляла широкие полномочия в первую очередь государству — в лице его уполномоченного органа. Эта статья уже тогда изменила существующую концепцию закона. Теперь государственный уполномоченный орган в лице Комитета по работе с несостоятельными должниками Минфина РК выдает лицензии на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства, осуществляет мониторинг неплатежеспособных предприятий, выявляет признаки ложного и преднамеренного банкротства, дает согласие на применение к должнику процедур реабилитации; назначает реабилитационного, конкурсного управляющих и администратора внешнего наблюдения; осуществляет контроль в процедурах банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, а также при процедуре внешнего наблюдения; формирует и утверждает комитет кредиторов; утверждает реестр требований кредиторов; рассматривает план продажи конкурсной массы и держит этот процесс под контролем; продлевает сроки конкурсного производства; рассматривает текущие отчеты и согласовывает заключительный отчет реабилитационного, конкурсного управляющих — и так далее… В такой редакции закона роль суда сведена к «пассивному» принятию решения о признании должника несостоятельным и применении той или иной процедуры банкротства, а также вынесении определения о завершении процесса ликвидации или реабилитации после поступления в суд от уполномоченного органа заключительного отчета конкурсного, реабилитационного управляющих или администратора внешнего наблюдения при так называемой процедуре внешнего наблюдения.
Собрание кредиторов, как важнейший институт в процедуре несостоятельности (банкротства), вообще перестал присутствовать в действующем законодательстве!
Изменения и дополнения от 10 января 2006 года ввели в действующий закон абсолютно новую процедуру — внешнее наблюдение. Однако законодатель, принимая столь серьезные поправки в действующий закон, не указал главного, а именно — для достижения каких целей проводится данная процедура, так как она не предусматривает удовлетворения требований кредиторов и тем более реорганизационных процедур по финансовому оздоровлению предприятия должника. Но, в то же время введение такой процедуры является идеальной для проявления такого явления, как рейдерство, когда заинтересованными лицами может на вполне законных основаниях скупаться у трех любых кредиторов их дебиторская задолженность для инициирования процедуры банкротства и ставиться на предприятие лояльный администратор внешнего наблюдения. Такая чехарда в казахстанском законе о банкротстве стала возможной прежде всего по причине существующего порядка принятия решений в действующей административной системе и «проталкивания нужных» законопроектов, без соответствующей экспертизы со стороны юридического сообщества и учета последствий для бизнес-среды.
У наших соседей, в России, еще в 2002 году был принят новый закон «О несостоятельности (банкротстве)», который имеет четкую внутреннюю логику и целостность, а также высокий уровень юридической техники написания, чего вообще не скажешь о казахстанском законе «О банкротстве».
Во многом это связано с отсутствием в отечественной юридической науке не только научной школы, но и специалистов соответствующего уровня. Например, в программах высших учебных заведений не предусмотрен специальный курс, посвященный правовым аспектам несостоятельности, а также законодательному регулированию вопросов реструктуризации, реабилитации и ликвидации неплатежеспособных субъектов рынка. А ведь это огромный сегмент рынка! Принимающие законы парламентарии, как правило, не сталкиваются в повседневной жизни с процедурами банкротства, поэтому у них нет даже определенного жизненного опыта в данной области экономических взаимоотношений. Это также негативно сказывается при обсуждении и принятии решений по вносимым изменениям и дополнениям в действующее законодательство о банкротстве.
Бизнесмены считают, что в современном понимании законодательство о несостоятельности должно быть сплавом экономических и юридических идей и являться ключевым элементом современных макроэкономических стратегий. Система правового регулирования несостоятельного должника должна представлять собой такой сбалансированный механизм баланса интересов кредиторов и мер по сохранению действующего предприятия, который позволял бы эффективно расставлять экономические приоритеты. Понимание необходимости изменений сегодня существует у всех участников этого непростого процесса. Так, например, некоторые судьи межрайонного экономического суда Алматы считают, что:
— Комитет по работе с несостоятельными должниками с такими громадными полномочиями и минимумом ответственности за свои действия просто не нужен;
— Конкурсные и реабилитационные управляющие должны объединиться в некоммерческие организации;
— Необходимо восстановить институт собрания кредиторов и передать этому институту от уполномоченного органа большую часть его нынешних полномочий;
— Возбуждение дел о несостоятельности в судах должно основываться на основании вступивших в законную силу решений суда в отношении долговых обязательств должника;
Все это позволит исключить возможности для коррупционных проявлений при существующей системе доминирования административного регулирования всех сфер процедур банкротства.
Изменений ждут не только судьи. Сами конкурсные и реабилитационные управляющие также полагают, что существующая система принятия решений в уполномоченном органе крайне бюрократизирована. На ликвидируемые предприятия с активами назначаются только «приближенные» к административным органам ликвидаторы. Остальным доверяют только закрывать предприятия — «пустышки», финансируемые из государственного бюджета по программе 003, из расчета в 65 тысяч тенге за предприятие. Такие «пустышки» в общей массе составляют более 90% ликвидируемых предприятий.
Отсюда следует, что на сегодняшний день функция уполномоченного органа сводится к ликвидации отсутствующих должников, причем за деньги, выделяемые из государственного бюджета. А ведь его основная задача — принятие действенных мер для оздоровления неплатежеспособных юридических лиц, путем введения процедуры реабилитации. И лучше всего — с сохранением за должником прав на управление предприятием — при контроле со стороны реабилитационного управляющего и собрания (комитета) кредиторов.
То есть, в конечном счете, главная цель уполномоченного органа должна сводиться к предупреждению банкротства. С чем категорически не согласны работники Комитета по работе с несостоятельными должниками. Они считают, что возложенные на их орган функции позволили установить действенный контроль за конкурсными и реабилитационными управляющими, оперативно реагировать на вопросы, возникающие в процессе проведения процедур банкротства. В общем, ничего менять не надо.
Однако казахстанский бизнес все же надеется, что его законные требования будут учтены при разработке нового Закона. И давление бюрократии на процедуру банкротства ослабнет.