Город без права на будущее? - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+7 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Город без права на будущее?

Город без права на будущее?

Глава национальной атомной компании “Казатомпром” Владимир Школьник заявил о строительстве в Усть-Каменогорске завода по производству стержней с урановой начинкой для реакторов АЭС.

  • 19 Марта 2012
  • 1833
Фото - Caravan.kz

Хотят ли люди такого соседства, никто не поинтересовался. СМИ также сообщили о размещении в городе международного банка ядерного топлива для хранения 70 тонн низкообогащенного урана, пишет еженедельник «Караван».

По словам главы “Казатомпрома” Владимира Школьника, срок сдачи завода – 2014 год, мощность – 400 тонн топлива в год. Ранее он заявил о сооружении в Усть-Каменогорске металлургической части казахстанского завода по выпуску солнечных батарей, читай – металлургического кремния… При его производстве образуются хлорсодержащие соединения, применявшиеся в Первую и Вторую мировые войны как химическое оружие!

Еще “свинцовей”

В последние годы центр цветной металлургии – Усть-Каменогорск – стал еще “свинцовей”. На “Казцинке” стали действовать крупные медеплавильный и электролизный заводы, идет мощное расширение свинцового производства. На титано-магниевом комбинате заработал новый завод титановых слитков и сплавов, началось сооружение цеха титановых листов (слябы). Ульбинский металлургический завод второй год расширяет карты хвостохранилищ, чтобы дополнительно принять почти 2 миллиона кубов отходов. Ожидается строительство центра исследований и испытаний технологий цветной металлургии…

И вся эта индустриальная махина с полной таблицей Менделеева, включая тяжелые и радиоактивные металлы, действует в черте Усть-Каменогорска!

Первое металлургическое предприятие – свинцово-цин-ковый комбинат – было построено в Усть-Каменогорске сразу после войны. Затем выросли Ульбинский металлургический завод, НИИ цветных металлов (тот же комбинат, только меньших размеров), титано-магниевый комбинат… Все трубы – над жилыми домами. Город задыхался, но страна получала дешевый цветной металл. Сегодня в Казахстане человек признан высшей ценностью государства. Так почему чиновники продолжают принимать решения о размещении опасных предприятий в черте города?!

Радиоактивные находки

В прошлом году СМИ сообщили, что в отстойнике Ульбинского металлургического завода (УМЗ) найдены фляги с медицинскими биоотходами… Как пояснил бывший главврач заводской медсанчасти Анатолий Ерасов, в первые годы никто не думал о безопасности, рабочие уранового производства получали высокие дозы облучения. Удаленные у них органы складывали в алюминиевые фляги, заливали формалином. Местом их захоронения стало хвостохранилище УМЗ. “Содержимое этих фляг по-прежнему радиоактивно”, – заметил медик. То есть радиоактивные отходы продолжали находиться в черте города.

В прошлом году УМЗ сообщил о масштабной реконструкции своего хвостового хозяйства. Цена – больше миллиарда тенге. Емкость одного пруда-испарителя увеличена на 800 тысяч кубов, другое планируется увеличить на 950 тысяч кубов. Для предприятия этот проект – производственная необходимость. А для областного центра с населением свыше 300 тысяч человек?.. Напомним, на УМЗ делают не домашние тапочки. Его продукция – урановые таблетки, бериллий, тантал, ниобий!

Какие еще нужны доказательства?

По соседству – отстойники и отвалы “Казцинка”. 6 лет назад гидрогеологи объединения “Востокказнедра” обследовали грунтовые воды: загрязнение мышьяком, таллием, селеном, ртутью, кадмием, свинцом доходит до 6800 предельно допустимых концентраций. Только мышьяковистых отходов с каждым годом в городе больше на 11 тысяч тонн. Для горожан такие сведения – шок. Для министерств и ведомств – только строчки в заявках предприятий на эмиссию вредных веществ.

Задумался ли хоть один из чиновников, давших согласие на промвыбросы, какую цену платят люди за прибыли металлургических корпораций?

Тема экологии – самая болезненная в Усть-Каменогорске. По данным областного Центра матери и ребенка, в пробах волос и ногтей, которые брали у тысячи детей в возрасте до 5 лет, содержание свинца и цинка выше в 1,5 раза, чем у деток из других городов. Сейчас областной филиал Национального центра гигиены труда и профпатологий взялся за исследования по программе “Влияние экологических факторов на здоровье населения урбанизированных территорий”. На нее государство выделило миллионы тенге! Специалисты уже обнаружили у фокус-группы молодежи в возрасте 18–23 лет хромосомные изменения. Не просто изменения, а сопоставимые с теми, что выявлены у пострадавших в чернобыльской катастрофе! Какие еще нужны доказательства взаимо-связи экологии и здоровья людей?

Много шума и… ничего

Сейчас в городе ждут межведомственную правительственную комиссию. Она, мол, на месте разберется во всем, разработает комплексную программу. Уже известны пожелания к комиссии от облакимата: построить центр экологической медицины, соорудить центр экологической безопасности… Красивые названия. А что за ними?

Полгода назад “Караван” рассказал об открытии центра экомониторинга. В проект вложили 150 миллионов тенге. Результат? Оборудование не прошло аттестацию. Данные супердорогостоящей аппаратуры для общего доступа закрыты и не имеют юридической силы! Многомесячная шумиха закончилась ничем. Разве что деньги потрачены.

По мнению общественников, Усть-Каменогорск давно исчерпал свою экологическую емкость – способность самоочищаться и восстанавливаться от техногенного пресса. Никакая “экологическая” больница изменить эту ситуацию не сможет.

– Городу нужен адресный научно обоснованный том нормативов предельно допустимых выбросов, – высказал мнение председатель общественного объединения Life Эдуард Датчиков. – Конкретный, с учетом накопленного эффекта. Но, похоже, его разработку специально тормозят.

Тем временем чиновники из Астаны решают соорудить в Усть-Каменогорске новые опасные производства.

Еще год назад “Караван” направил главе “Казатомпрома” Владимиру Школьнику запрос по проекту Усть-Каменогорского завода металлургического кремния. Мы просили предоставить данные, касающиеся сотен тысяч человек! Но руководитель отмолчался. Выходит, закон, дающий право на доступ к экологической информации, и конституционные права людей для шефа “Казатомпрома” – пустое место?

Источник: Галина Вологодская, еженедельник «Караван» Усть-Каменогорск