В конце марта общественность возмутила информация о том, что уже с апреля текущего года казахстанцы смогут получать водительские удостоверения без обязательного обучения в автошколах.
В редакцию медиа-портала Caravan.kz поступило письмо от активистов, ветеранов автомобильного транспорта и ДОСААФ автошколы города Тараз, пенсионеров Джексена Тлеуова и Амантая Досмуханбетулы с просьбой поднять вопрос о том, что ликвидация автошкол в Казахстане приведет к увеличению ДТП и гибели наших соотечественников.
— Это преступление против народа, — говорит Амантай Досмуханбетулы. — Учитывая, что мы живем в мирное время, по статистике, ежедневно только в ДТП погибает 10 человек в Казахстане. Принимать такое решение на этом фоне — это абсурд. К примеру, в Афганистане за 10 лет войны, официально погибло 15 тысяч человек, в Казахстане за 10 лет на дорогах погибло 35 тысяч людей – это же печальная статистика мирного времени.
Нужно в СМИ чаще об этом говорить, по телевидению должны показывать не кулинарные рецепты, а рецепты правил безопасности на дорогах. Почему профильное министерство не финансирует такие проекты?
МВД, как уполномоченный орган всех автошкол, в первую очередь, дискриминируют себя, продавая права направо-налево. Как правило автошкола выдает свидетельство об окончании, но не как права об управление автотранспортом. Если курсант в течении долгого времени не может сдать экзамен, это же не автошкола виновата, это его проблемы, но он потом идет и покупает права. А как какое-то разбирательство, после ДТП, то виноваты автошколы, которые якобы плохо обучают.
Сдать экзамен по вождению, это же не курсы парикмахеров, это же прежде всего вопрос безопасности. Конечно, никто не исключает тот процент людей, которым права подарили на день рождения, таких мало.
Если в МВД хотят упростить систему, тогда можно сразу просто за деньги выдавать права как VIP номера, хотя бы в городской бюджет будут финансовые поступления. Экспериментировать на жизни людей нельзя.
-Если отменить обучение в автошколах, тогда возрастет процент ДТП со смертельным исходом?
— Обязательно. Это завтра им еще аукнется. Депутаты мажилиса молчат, но это на их совести будет.
— По вашему предложению, если в автошколах сделать обучение порядка 200 тысяч тенге, то отсеется ли процент потенциальных нарушителей?
-Да не будут туда приходить все подряд. Получается из группы 30 учащихся автомашина есть только у семи, восьми человек, а остальные просто пришли за компанию, мол пригодится. Права, как диплом выдается на пожизненно, просто каждые 10 лет меняют и все.
В советское время действовало правило, обучать только тех, у кого есть автомашина. Но, потом это стало не выгодно, стали выдавать доверенность лицам без авто. А при любом нарушении ПДД все камни летят в сторону автошкол. Не отменять обучение надо, а увеличивать часы теории и практики курсанта. Все автошколы работают под контролем ГАИ.
Страшно подумать, почему наше правительство молчит и ничего не предпринимает.
У нас говорят, что нет культуры вождения. Пешеходам тоже надо изучать правила дорожного движения.
Я считаю, что водители, должны хотя бы раз в два года проходить переаттестацию, потому что меняются и дорабатываются правила вождения, вводятся новшества.