И пока я ждала, когда освободится мастер, рассказала о том, как можно, оказывается, приложив минимум усилий, заработать аж 500 у.е. в месяц.
Пришлось подпортить радужную картинку вопросом: как дамочка представляет себе представляет сам процесс? Очень просто — с вас всего-навсего 100 у.е, — сказала та.
Поняв, что мне предлагают не что иное, как сетевой маркетинг, я гордо отказалась участвовать в росте дамочкиного благосостояния и продвижения в пирамиде.
Во-первых, у меня нет лишних 100 у.е., во-вторых, я в сети никогда по доброй воле не пойду.
Уж больно много моих знакомых «попадали» на таких вот аферах. Кстати, у одной их них до сих пор стоит коробка с продукцией «Гербалайф». Купила, чтобы похудеть, однако не скинула ни грамма из своих полутора сотен кило…
По сути, эта фирма первая и появилась на постсоветском пространстве, став нарицательным определением «акул» сетевого маркетинга.
«Гербалайф» является ярким примером коммерческого культа. Фирма призвана работать лишь за границей, хотя в США имеется свой внутренний рынок, свои экологически неблагополучные районы.
Создатель — Марк Хьюз, не имел ни медицинского, ни фармакологического образования (только образование в объеме 9 классов), проживал в Калифорнии (США). Умер в 1999 году в возрасте 40 лет, при до сих пор невыясненных обстоятельствах.
Дата основания: продукт «Гербалайф» появился в 1980 году в США.
Распространяемый продукт: «Гербалайф». Сейчас существует уже более 100 наименований пищевых добавок от Гербалайфа.
Распространение: Возникнув в 1980г., «Гербалайф» ныне действует в 17 странах, довольно широко распространился на территории РФ. Официально Россию «открыли» для гербалайфа лишь 22 апреля 1995 года. На казахстанский рынок компания пришла в 1996 году.
Связи: По данным парижской газеты «Нувель обсервер», отмечаются связи «Гербалайфа» с мунитами и очень тесные — с сайентологами. Распространяемый продукт, по словам «дилеров», необходимо принимать в течение 30 дней, только тогда якобы наступит стопроцентный успех стремительного похудения. Но на самом деле продукт «Гербалайф» не является медицинским препаратом, и в Институте лечебного питания АМН РФ, где проводилась экспертиза продукта, выяснили, что «от набора трав, входящих в состав продукта, похудеть нельзя».
Сегодня в Таразе сетевым маркетингом занимаются охотно. В основном домохозяйки, чьи мужья неплохо зарабатывают и позволяют своим половинкам быть «при деле» — для своего же спокойствия. Сколько получает женщина во время очередного продвижения в пирамиде или схеме, неважно. Однако, по большому счету, можно считать удачей, если деньги, потраченные на участие в семинарах и на приобретение коробок с продуктом, возвращаются, и при «сведении дебета с кредитом» баланс оказывается равен нулю.
Все это удалось выяснить на очередной презентации фирмы «Amway» (Американский путь).
Презентация проходила в одной из аудиторий городского вуза. Атмосфера в зале, по идее организаторов презентации, должна быть праздничной, о чем свидетельствовали плакаты и воздушные шарики. Но выглядело все лишь претензией на праздник. В аудитории находились в основном женщины. Преуспевающими их можно было назвать с большой натяжкой.
А вот лектор наоборот произвела на всех положительное впечатление — неопределенного возраста (то ли 40, то ли 50), хорошо одета, отличные манеры. На столе перед ней — две стеклянные емкости, видимо, для проведения опыта. Это вам не киношные трюки. Качество продукции будет доказано практически.
— Несколько лет назад я была обычной домохозяйкой, — начала лектор. — А теперь могу уверенно назвать себя самодостаточной личностью. Мой муж тогда работал в Парламенте, и пропадал по служебным делам. И вот мне предложили начать свое дело.
Далее последовал рассказ о том, как можно просто сказочно разбогатеть и какая замечательная продукция от «Amway». К примеру, универсальным моющим средством можно и стирать, и мыть посуду, и чистить сантехнику, и принимать внутрь для выведения шлаков. А упаковку — закопать на огороде в качестве удобрения.
Неужели действительно продукция «Amway» настолько безвредна? Секрет открыла Инна. Р, сделавшая хорошую карьеру в этой сети. И то только потому, что скоро покинет город навсегда. Кстати, муж ее — преуспевающий бизнесмен
— На амвеевских собраниях много раз в качестве веского аргумента в пользу амвеевского порошка приводился тот факт, что при ручной стирке простой порошок разъедает руки, а амвеевский нет (так недостаток в разряд достоинств и переводится). Но при этом не уточнялось, что Амвей учит своих «подданных» при ручной стирке насыпать на 5 литров воды всего лишь одну чайную ложку своего порошка, а простой порошок мы, как правило, бухаем без меры, в надежде что так будет лучше. И, как следствие, получаем высокую концентрацию, которая и разъедает руки.
Хотя на самом деле той же столовой ложки порошка (магазинного), в сочетании с пятью граммами калька (триполифосфата натрия, который добавляется для смягчения моющего средства иногда нашими экономными домохозяйками) будет вполне достаточно для нормальной стирки в пяти литрах воды. Или вот зубная паста. Для того чтобы хорошо почистить зубы, человеку необходимо, допустим, 0.5 ml зубной пасты, но мы, как правило, предпочитаем выдавливать на зубную щетку очень жирную порцию пасты, допустим около 2 ml. Нам кажется, что так мы лучше почистим зубы, хотя на самом деле, лишних 1.5 ml уйдут в канализацию. Более того, высокая концентрация зубной пасты создаст впоследствии проблемы с деснами. И что в данном случае делает Амвей? Он продаёт своим поклонникам самую обыкновенную, дешевую зубную пасту, но при этом учит их правильно и экономно ею пользоваться (сами «подопытные» ничего подозревают, думая, что им продали суперпасту).
При этом все амвеевцы наизусть и на глаз знают, сколько нужно выдавливать на щетку зубной пасты, — им об этом без устали твердят старшие товарищи. Попробуйте объяснить это своему сыну, которому все равно, чем он чистит зубы.
Таким образом, главное условие успеха фирмы «Amway» — научить людей экономии. Обыватель привыкает экономить дорогую продукцию. Но ведь можно экономить и ту, что предлагают в магазинах. Отсюда еще один вопрос: почему высококачественные товары «Amway» нельзя увидеть в магазинах? На этот вопрос Инна ответить не смогла.
А я пристала к тем, кто верит, что все самое лучшее можно приобрести только у «Amway».
— Не знаю, я не сравнивала «бленд-а-мед» с «Amway», — пожала плечами коллега Лена. — Мне просто понравилась зубная паста и все. Почему не мою посуду «фэйри»? Мне сказали, что это средство для мытья посуды очень вредное.
Вот и все аргументы — «понравилось», «сказали». А сертификата соответствия на товар я увидеть не смогла. Зачем сертификат, если продукция распространяется через торговых агентов?
И если сегодня многие товары, поначалу распространяемые путем сетевого маркетинга, плавно переместились в торговые точки — женщины поняли, что так удобнее, нет необходимости ходить по конторам и квартирам, покупатель сам к тебе приходит, — то последователи «американского пути» по сей день находятся в поисках очередной «жертвы сети». Причем используя все возможные и не совсем разрешенные методы, вроде НЛП и гипноза в том числе.
Сегодня все фирмы, чья деятельность основана на сетевом маркетинге, стараются не рекламировать громко свою деятельность. Однако обилие объявлений на автобусных остановках говорит о том, что сеть раскинулась достаточно широко.
«Офис Международной компании. Работа для энергичных. Высокий заработок. Тел.:000000. Спросить Марь Иванну». На яркой бумаге, крупными буквами. Некоторые звонят, и даже идут на собеседование, особенно если в объявлении указаны еще и требования: высшее образование, желание поменять свою жизнь.
Договорившись о встрече, утром отправилась на собеседование. Офис «Международной компании» находился в здании бывшего автотранспортного управления, где всегда сдается в аренду несколько кабинетов.
Перед дверью не оказалось ни вывески, ни очереди. А мебель в кабинете стояла самая скромная — стол и два стула. Работа, как объяснила мне Марь Иванна, заключалась в распространении биологических добавок китайской фирмы «Тяньши». Далее действо развернулось по отработанному сценарию: мне популярно объяснили, каких заоблачных высот можно достичь в материальном и профессиональном плане. Когда я якобы созрела, рисуя в своем воображении благополучное и счастливое будущее, мне тонко намекнули, что первый шаг к успеху стоит энную сумму. Минимальный вклад новичков-ежиков составляет 50 у.е. На эту сумму нужно закупить товар компании — шампуни, дезодоранты, восстанавливающие здоровье напитки и прочее. Разумеется, намекнули, лучше инвестировать первоначальную сумму в размере 200 у.е.
Организаций от сетевого маркетинга, конечно, очень много. Среди них существуют вполне солидные фирмы, для которых сетевой маркетинг — качественный товар и серьезный бизнес. Но в то же время немало и компаний-однодневок, быстро наживающихся за счет доверчивых граждан. Предлагают купить «эликсиры молодости» и прочие чудодейственные зелья, мази, грелки, утюги и чайники со спецэффектом.
В общем, была бы фантазия, а уж простаков в нашей стране дураков хватает.
Среди моря полной ерунды сетевых предложений светлыми пятнами выделяются сети некоторых косметических марок, в первую очередь — «Мэри Кэй», «Эйвон» и «Орифлэйм».
Каковы отличительные черты настоящих маркетинговых систем, существующих по сетевым принципам?
Первая — несомненное качество продукции. Кому-то может понравиться определенного назначения крем «Орифлэйм», кто-то скажет, что лучше аналог другого брэнда. Но, никто не назовет орифлэймовский крем полной ерундой, несоответствующей продукцией и т.п. Дама, попробовавшая косметику «Орифлэйм», не всегда становится ее приверженкой (простите меня, настоящие приверженки!), но, практически никогда не имеет оснований для антирекомендаций.
Вторая — уровень оформления продукции и средств её продвижения. Тот же «Эйвон» уступает ряду престижных брэндов по дизайну флаконов и тюбиков некоторых видов продукции, но «гоняет» рекламу в prime time ведущих телеканалов, выпускает отличного полиграфического качества буклеты и проспекты.
Третья — совокупность признаков уровня организации — наличие приличного офиса, склада, системы отпуска продукции, конференц-зала и т.п. Последняя черта, именно по примеру данного брэнда, заслуживает уважения со стороны потребителей.
Таким образом, сетевой маркетинг, если это действительно маркетинг, является временной формой существования продукта на рынке. Когда продукт твёрдо встал на ноги, сетевая форма перестаёт быть необходимостью и сохраняется, скорее, как дань традиции.
И если фирма за десять лет существования зарекомендовала себя только с положительной стороны, то и нареканий в ее адрес нет совсем. В отличие от фирм деструктивного толка.
Законы нашего государства вполне либеральны и позволяют гражданам зарабатывать на жизнь любым законным способом. А в случае, если человек попадается на удочку сетевиков, то помочь может только суд, и то при наличии веских доказательств заведомого обмана.
Увы, но в городе Таразе нет организаций, защищающих граждан, попавших в паутину сетевого маркетинга.
И выбор за вами. Если у вас есть свободные деньги, с помощью которых вы можете начать новое дело, помните, что при этом вы становитесь постоянным потребителей дорогой продукции. Если у вас что-то получилось — удачи!
В любой газете с предложениями работы вы найдете что-нибудь вроде «высокий доход», «подработка», «для милых дам» или «перспективы роста». Ориентируйтесь и по указанным часам работы, например «утром с 8 до 11», по имени «нанимателя»: «спросить Анну Петровну». Выражаясь словами классика, если сетевой маркетинг существует, значит, это кому-нибудь нужно.
Если нет — идите своим путем. И не попадайтесь в сети!