Как для себя - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+1 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как для себя

Как для себя

Социально ориентированная направленность - вот что все больше принимается во внимание при оценке отечественного и иностранного бизнеса в Казахстане.

  • 13 Октября 2006
  • 1320
Фото - Caravan.kz

И это не просто идея о периодическом, время от времени, спонсорстве бизнесом каких-то социальных программ и проектов. Элемент социальной ответственности сегодня входит важнейшей составной частью в единую концепцию идеологии современного предпринимательства, призванную создавать гармоничные отношения между бизнесом, обществом и природной средой.
На прошедшем недавно в Алматы нефтяном форуме KIOGE-2006 этот тезис постоянно подчеркивался многими выступавшими участниками. А представитель одной известной мировой нефтяной компании прямо заявил, что в обостряющейся конкурентной борьбе нефтяных «грандов» за контракты по разработке казахстанских нефтяных запасов важнейшим аргументом есть и будут широкие и разносторонние социальные программы. Это не благотворительность, это забота о безопасности и эффективности бизнеса в будущем.
Вообще-то корпоративная социальная ответственность должна быть присуща любому бизнесу, не только нефтяному. Но именно на его примере, вследствие его огромных масштабов, затрагивающих существование целых регионов, наиболее ясно видно, насколько современный подход благотворно сказывается не только на развитии бизнеса, но и на решении проблем регионов и населения, на социальном самочувствии людей.
Сегодня консоциум «Казахстан Петролеум Оперейтинг Б.В.», работающий на месторождении Карачаганак в Западно-Казахстанской области, достиг рекордных рубежей добычи углеводородов: 20 млн. кубометров газа и 240 тыс. баррелей нефти в сутки.
В год в среднем консорциум добывает 10 — 10,2 млн. тонн нефти и около 7 млрд. кубометров газа и входит в число крупнейших иностранных операторов в Казахстане.
С самого начала понятие корпоративной социальной ответственности было важным направлением деятельности компании.
Генеральный директор «Казахстан Петролеум Оперейтинг» Паоло Кампелли объясняет это просто: компания пришла в Казахстан надолго, на десятилетия, поэтому она обязана активно участвовать в создании для себя и для населения благоприятной экономической, социальной и экологической среды, в решении повседневных проблем региона.
Причем решение этих задач должно входить в основную стратегию развития компании, рассчитанную на тесное сотрудничество КПО с центральными и региональными властями, вплоть до поселковых акиматов.
Для этого необходимо решать множество сложных и переплетенных вопросов: сотрудники и подрядчики, трудовые права, условия труда, найм местных работников, заботу о социально уязвимых группах населения, здоровье местных жителей и экология, проблемы землепользования, образование и обучение, строительство объектов инфраструктуры и пр.
В компании создан Кодекс поведения, которым должны руководствоваться все сотрудники, предусматривающий ответственные отношения во всех сферах взаимодействия компании и общества. За его соблюдением следит особая комиссия.
Сегодня компания, по мнению руководства КПО, должна заниматься не только своим прямым делом — увеличивать добычу нефти и конденсата, но и активно влиять на изменение социальной среды вокруг нее.
Именно поэтому для Западно-Казахстанской области КПО Б.В. стала важнейшим внешним спонсором, причем — щедрым и безотказным.
Администрация ЗКО ежегодно планирует для компании проекты и бюджет, который потребуется на их реализацию. Ежегодно на социальные и инфраструктурные проекты в области компания выделяет 10 млн. долларов США.
Критерии использования этих средств простые и прозрачные: улучшение здравоохранения, образования, повышение уровня жизни населения области.
С 1998 по 2006 год в социальные проекты компания инвестировала 124,5 млн. долларов — очень весомая добавка к региональному бюджету.
Что же это означает на практике, что получают за эти деньги уральцы? Начиная с 1998 года, в области построены: семь больниц — поликлиник; новое хирургическое отделение в областной больнице; кардиологический центр; шесть школ; три театра; крытый ледовый дворец; современный плавательный бассейн в Уральске; детская деревня семейного типа. Реконструированы десятки километров дорог, проведены газопроводы в отдаленные поселки области.
А вот что сделано не только для одних уральцев, но и для соседей, причем, порой весьма отдаленных: построена газотурбинная электростанция мощностью 120 Мвт, которая поставила в ЗКО с 2001 года около 1,4 млрд. кВт/ч электроэнергии, что практически решило проблему дефицита электроэнергии для области и в значительной степени — для ее соседей.
С помощью КПО Б.В. была решена также наболевшая проблема обеспечения газом населения. В город Аксай и Бурлинский район поставляется сейчас 120 млн. кубометров дешевого газа в год.
Построен новый газопровод от месторождения к Уральску, отводы от него к селам Приречное, Федоровка, Новенький.
Но не хлебом единым, как известно, живы люди… Благотворительное спонсорство и поддержка различных гуманитарных и культурных инициатив в бюджете развития КПО тоже занимают немалое место. До 60 таких инициатив в год финансирует КПО.
Это и уроки казахского языка на телевидении, и международный конкурс скрипачей в Уральске, с участием мировых звезд исполнительского искусства, и школа искусств в Аксае, где занимаются балетом сотни детей. Активно работают представители КПО и с местной общественностью, неправительственными организациями.
Для более точного понимания проблем КПО создал Форум для открытого обсуждения реальных проблем и вопросов в отношении Карачаганакского месторождения, проектов в области экологической, промышленной безопасности. И обсуждаются все эти вопросы на поселковых советах, в прямом диалоге с населением. Превосходный пример открытости и сотрудничества, которому могли бы поучиться многие наши чиновники во власти!
Для обучения предпринимателей и поддержке малого и среднего бизнеса в Аксае компания помогла создать бизнес-инкубатор. Здесь казахстанские бизнесмены могут получить помощь в самый трудный период — при начале своей предпринимательской деятельности.
Активно действуют в области программы консультирования предпринимателей аграрного сектора, примером эффективной работы является современная автоматизированная теплица в поселке Пугачево.
Стратегией казахстанского правительства является постоянное повышение доли казахстанских компаний в совместных проектах, особенно в сфере добычи нефти и газа.
И КПО неуклонно действует в этом направлении.
Она создала ряд семинаров по коммерческой информированности для местных подрядчиков, помогает вводить им современные системы управления качеством продукции, международные стандарты бухгалтерского учета по САР, технические стандарты ASME и API, управлять проектами по стандартам IPMA.
Благодаря этому количество местных подрядчиков с каждым годом увеличивается, а объем местного участия в проектах компании в этом году достиг 46 процентов, а в эксплуатации месторождений — 54 процента. Это один из самых высоких среди иностранных нефтяных компаний, работающих в стране.
А для жителей области эти цифры оборачиваются новыми рабочими местами, высокой зарплатой, солидными пакетами социальных гарантий. В компании действует целая система обучения и переобучения сотрудников, от получения первого высшего образования до повышения профессиональной квалификации в лучших учебных центрах за рубежом.
Неслучайно казахстанцы сегодня занимают в руководящих органах компании весомую долю в 32 процента, а специалисты и руководители среднего звена составляют — уже 82. Они получают бесценный опыт работы по самым высоким международным стандартам и смогут передавать его другим.
Конечно, скажут скептики, все эти благоденствие обеспечивается колоссальными запасами нефти и газового конденсата на Карачаганаке. Да, и не всем в стране может так «повезти», как уральцам, не везде есть такие богатые подземные кладовые…
Однако речь о другом: о целостном, системном подходе к решению социальной ориентированности бизнеса. Его-то нам сегодня остро не хватает, причем как крупным, так и любым другим отечественным и иностранным компаниям.
Обычно превалирует такой подход: дал денег на одно — два мероприятия — и все, умыл руки… Масштабы и возможности бизнеса могут быть разными, но подход — один.
Делать не наскоро, не наспех, а прочно, солидно, с перспективой. Как для себя…