А между тем, как утверждают в темиртауском отделе дорожной полиции, сильный пол не отличается знанием правил дорожного движения и особенной бдительностью во время езды.
Согласно проведенному учреждением анализу, в городе не слишком благоприятная «аварийная» ситуация. За 12 месяцев минувшего года на дорогах Темиртау произошло 104 ДТП, из них по вине водителей — 99 и 8 — вследствие управления автомобилями в нетрезвом состоянии.
Конечно, причин происшествий — великое множество. Это и не загоревшийся ни с того ни с сего зеленый свет, и лошадь, переходящая дорогу, и девушки в мини-юбках, и даже НЛО. Чего только не читают дорожные полицейские в объяснительных участников ДТП. Предлагаем читателям Караван.kz присоединиться.
Кто из вас хохотал до слез в отделе дорожной полиции? Знаю не понаслышке, что одни названия такого рода учреждений наводят ужас на население, а уж тем, кто перешагивает их порог и вовсе не до улыбок — весьма серьезные люди тут работают и важным делом занимаются. А вот для нас с фотографом один из кабинетов ОДП показался комнатой смеха. Стражи порядка демонстрировали объяснительные записки виновников аварий и пострадавших в них людей. Надо сказать, из этих писем уже давно пора делать сборники анекдоты, а участников ДТП признать всенародными героями. Удивительно, как в такой малоприятной и безрадостной ситуации водители и пассажиры могут демонстрировать чувство юмора!
Полицейские признаются, что самые развеселые «побасенки» кочуют из уст в уста многие годы, образуя своеобразный раздел провинциального фольклора.
— Всем отделом мы дружно смеялись над «произведением» одного пьяного водителя, которого остановили наши сотрудники, — рассказывает старший инспектор административной практики ОДП УВД города Темиртау Владимир Дергулов. — Он пояснял: «Я — совершенно трезвый. А вот девушку на соседнем сиденье можете задержать — это она употребляла алкоголь. А после того, как она выпила — я имел неосторожность с ней поцеловаться. Оттого от меня и пахнет спиртным. Ну и пьющие девушки пошли!»
Другой, степень опьянения которого во время управления авто была зафиксирована как средняя, утверждал что выпил… валерьянки. Наверное, мужчине было очень плохо — по всем признакам в себя пришлось влить ведро лекарства.
Многие, по словам Владимира Дергулова, клянутся на бумаге, что перед совершением наезда или столкновением спидометры в их машинах фиксировали 10 км/ч, тогда как радары показывали 60-70. При аварии на перекрестке «оба автомобиля, движущиеся по пересекающим друг друга линиям, ехали на зеленый свет» — и такое тоже пишут.
Прирожденные фантазеры и вовсе придумывают причины, которые смогли бы стать рабочим материалом для юмористов:
— Я ехал по правой полосе проспекта Республики в сторону центра со скоростью около 50 км/ч. Внезапно на дорогу выскочил школьник с ранцем, и я нажал на педаль тормоза. Ехавший за мной водитель решил этим воспользоваться и врезался в меня.
— Еще до того, как я на него наехал, мне было ясно, что этот дедуля с клюкой не дойдет до другой стороны улицы.
— Я ехал назад и потому не мог видеть, как спереди подъехала машина и врезалась в меня слева.
— При повороте меня занесло, я врезался в овощной киоск, после этого снес стоящую на обочине телефонную будку, затем меня отбросило на встречку, я протаранил два припаркованных автомобиля и слетел в кювет. После этого я потерял самообладание и контроль над своей «Волгой».
— На перекрестке я непреднамеренно перепутала цвета светофора, ведь у меня дальтонизм.
— Цвета и номера машины я не увидела, потому что было темно, и автомобиль был грязный. Но я считаю, что в совершенном ДТП нужно подозревать машины темно-серого цвета.
Очень часто водители допускают грамматические ошибки в описаниях дорожно-транспортных происшествиях, говорят в темиртауском ОДП. Вот кое-что из недавних примеров:
— Управлял автомашиной Таета в жылом моссиви в 6 микророене хотел паставить машину на стаянку перед этим випиль бакал шампанским.
Гаишники признаются, зачастую полную картину ДТП можно узнать только со слов более-менее адекватных очевидцев. Мало того, блюстители дорожного порядка пытаются оправдать безграмотность местных водителей, связывая грамматические, лексические и смысловые ошибки со стрессом после ДТП или с несообразительностью — в случае, если человек нетрезв.
— В шоке от происходящего вокруг, видя рядом людей в желтых жилетах или, не дай бог, погибших и пострадавших, виновники катастроф пытаются написать хоть что-то в свою защиту, надеясь на смягчение «приговора» или полное оправдание, — говорит Владимир Дергулов. — Слишком курьезные «шедевры» инспекторы заставляют переписывать на чистовую, опуская веселящие подробности, такие как, например, «у меня между ног что-то зазвенело», «двигатель не работал, я ехал на одной турбине», «автомобиль не перемещался в пространстве», «у меня была весомая причина торопиться — ждала тещина шуба из селедки», «я просто не подкачал тормоза», «у меня отсутствует связь двигателя с колесами», «да, я признаю, что не прошел оптовый осмотр автомобиля», и другие.
А пока шоферы-невежи находятся под крылом сотрудников ОДП, закрывающих глаза на ляпы и вздор, филологи хватаются за голову — куда мы катимся!
— Проблема малограмотности водителей в другом, она гораздо глубже, — утверждает языковед, учитель русского языка средней школы №31 Людмила Ким. — Для начала нужно искоренить беспредел на дорогах города, да и в целом в стране. Я, как пешеход, могу смело сказать — наши водители совершенно не знают правил дорожного движения. Дисциплина участников процесса — нулевая. Был бы порядок на проезжей части — не пришлось бы автолюбителям писать неумные объяснительные записки. С другой стороны, может, и к лучшему все — теперь мы видим, рядом с какими людьми живем — глупцами и хамами. Не зря говорят — «дурак на дороге — дурак в жизни».
Тема это не принципиальная, но очень животрепещущая. В бескультурье, по словам специалиста, повинны, прежде всего, сами люди. Педагоги, разумеется, с себя ответственности не снимают и каются — мало времени в школьной программе уделяют разделу официальной речи и письму, где школьники учатся заполнять бланки и протоколы, оформлять докладные, заявления, автобиографии, и в том числе злополучные объяснительные. Конечно, с невежеством населения бороться нужно, но как? Открыть в городе курсы по изучению русского языка для взрослых? Все понимают, что эта идея еще смешнее, чем перлы участников ДТП.
— К каждому должно прийти понимание, что язык — часть нашего бытия. Только при собственном желании человек может взять в руки учебник или словарь — и повторить пройденный за 11-летнюю школу материал, — говорит преподаватель. — Сегодня существует множество компьютерных программ, направленных на повторение и изучение курса орфографии, которыми можно воспользоваться на рабочем месте в обеденный перерыв или дома в завершение смены. Вариантов самообразования — великое множество.
От автора: не знаю, как вы, а я не сомневаюсь точно, что пока учителя будут ждать прозрения народа, осознания им нужности грамоты, сколько еще бед водители натворят. А мы с вами, к сожалению, еще не раз почитаем их авторские анекдоты…